На российские экраны выходит отечественный блокбастер «Притяжение» Федора Бондарчука, который неожиданно оказался не модной нынче научной фантастикой про пришествие инопланетян, а подростковой историей любви в самом прямом смысле этого слова.
Иногда случается, что рекламные кампании кинофильмов рисуют в головах потребителя не совсем верное представление о них, а порой и просто вводят в заблуждение. Причина ясна: обычно созданием и продвижением, простите, медийного продукта занимаются разные люди. Хрестоматийный пример: «Аватар» Джеймса Кэмерона, трейлеры и рекламная кампания которого были настолько блеклыми и непонятными, что продюсеры даже в последний момент убрали от греха синих людей с постеров фильма, дополнительно не раздражая потенциального зрителя странными героями. И правильно: ни один из видеороликов не давал даже приблизительного понимания, какой будет картина Кэмерона. И это сказка со счастливым концом.
Примерно то же самое произошло и с «Притяжением». Трейлеры, фотографии и скупая информация о сюжете, которая все-таки просачивалась в прессу — все намекало на то, что Бондарчук решил выступить в популярном сегодня научно фантастическом жанре, и его новая картина, после вполне нарядного «Сталинграда», будет чем-то средним между культовым «Районом №9» и недавним «Прибытием», с поправкой, разумеется, на талант и авторский почерк режиссера и российскую действительность. И в чем-то они оказались правы. В чем-то, но не в главном.
Несмотря на присутствие тут нарисованных на компьютере пришельцев на космическом корабле и даже более-менее острого конфликта между ними и жителями московского района Чертаново, в котором разворачиваются события фильма, «Притяжение» остается, в первую очередь, лав-стори про страстную подростковую любовь со всеми вытекающими последствиями. Новой (дорогой) версией вечного сюжета про Ромео и Джульетту, аккуратно перенесенной в современную Россию с инопланетянами. А вот какой конец будет у этой сказки, мы узнаем уже через месяц — когда подоспеют цифры не только отечественного, но и зарубежного проката (фильм точно выйдет как минимум в Китае).
Юля (Ирина Старшенбаум) — старшеклассница из Чертанова. У нее есть любимый бойфренд Артем (Александр Петров) и папа-военный (крутейший Олег Меньшиков), с которым она никак не может найти общий язык. Ее мама умерла несколько лет назад, отец всегда пропадает на работе, поэтому Юля представлена, в общем, сама себе. И, наверное, ее жизнь продолжала бы неспешно набирать обороты, если бы в один прекрасный момент на Чертаново не свалился неопознанный космический корабль. В результате аварии погибла лучшая подруга Юли, папа из-за нашествия инопланетян стал ночевать на работе, а Артем начал потихоньку превращаться из смазливого старшеклассника в юного сетевого революционера. А скоро в жизни девушки появится еще один персонаж, который перевернет жизнь района с ног на голову, но об этом тсссс.
За пределами этой истории, конечно, тоже происходит много интересного. Власти аккуратно пытаются выйти на контакт с инопланетянами, жители Чертаново потихоньку звереют от соседства с представителями неземной цивилизации, по новостным каналам всего мира начинают активную информационную травлю русских властей за то, что они якобы что-то скрывают и тайно общаются с пришельцами (ближе к финалу кто-то скажет, что лучше бы корабль приземлился в Финляндии). Кажется, что вот-вот и «Притяжение» превратится в политическую или социальную агитку про современные планетарные проблемы (как какие-нибудь «Дивергент» или «Голодные игры»). Но к чести Бондарчука он каждый раз уводит свой фильм в плоскость чисто жанрового кино про любовь — то есть такого, которое очень любят молодые посетители мультиплексов. Вообще, если задуматься, «Притяжение» — это первый отечественный блокбастер про и для тинейджеров со времен, кажется, «Гостьи из будущего». И, несмотря на все трудности и беды, это в нем вызывает определенную симпатию.
Герои «Притяжения» — молодежь 16-17-ти лет с соответствующими проблемами и мировосприятием. Из них еще не выветрился юношеский максимализм, который на экране должен вызывать отторжение у всех, кроме самих тинейджеров. По версии Бондарчука старшеклассники спорят с родителями, выпрашивают лайки и репосты в сети, слушают группу «Грибы» и Макса Коржа, думают преимущественно о сексе и с особой подростковой остервенелостью пытаются познать, а иногда и подмять под себя весь окружающий мир. Действуют в лоб, все принимают близко к сердцу, болезненно сжигают все мосты и живут одним днем — в общем, примерно как и есть на самом деле. При этом Бондарчук не углубляется в характеры, но позволяет им эволюционировать и трансформироваться по ходу фильма — если в начале «Притяжения» перед нами предстает просто беззаботная московская молодежь, которая только и ищет где бы потрахаться и что запостить в «Инстаграм», то до финала, во-первых, доживут не все, а те, кто смогут, станут другими людьми.
Вторая важная тема «Притяжения» — болезненное восприятие людьми всего чужого и неизведанного. Если в том же «Районе №9» все сводилось к теме иммигрантов, то Бондарчук исследует проблему шире, вплетая сюда и проблемы отцов и детей, и чужаков в самом широком смысле слова, и вообще всего непонятного, что обычно вызывает у людей как минимум мыслительный ступор, как максимум — отторжение. Жители Чертаново уже после нескольких дней соседства с неопознанным инопланетным кораблем превращаются в полу-животных, готовых выгнать пришельцев из родного района любой ценой, власти — выкрасть инопланетные технологии и тоже прихлопнуть непрошенных гостей побыстрее, даже Юля поначалу сопротивляется обаянию неземной расы. Бондарчук подчеркивает (не скажем как, чтобы избежать спойлеров) во внешности инопланетян почти все раздражители для современного россиянина (искать их — особая радость, попробуйте сами), чтобы в итоге все смачно перевернуть с ног на голову ближе к финалу. Одна из главных мыслей «Притяжения» проста — выживут (в прямом и переносном смысле) только те, кто не потеряет контроль над разумом и сердцем даже в самых экстремальных ситуациях. Только такие будут способны понять и принять что-то новое в своей жизни, а не превратиться в безмозглое стадо, бросающееся на все подряд, как голодная собака.
Корни тинейджерского задора «Притяжения», наверное, лежат и в съемочной группе, которая сплошь состоит из молодежи. В главных ролях — пожалуй, кроме Меньшикова и Гармаша, играющего тут вице-спикера, — сплошь молодые актеры из «Гоголь-центра» и не только, в операторах числится 28-летний Михаил Хасая, который просто обязан стать одним из лучших в профессии. Именно он снимал претенциозный и скучноватый, но нечеловечески красивый «Холодный фронт» Волобуева. Сам Бондарчук тоже держит руку на пульсе — именно он, если судить по интервью, включил группу «Грибы» в саундтрек и заставил костюмеров шить одежду разъяренных чертановцев по фотографиям в «Гугле». Наверное, из-за этого свежего взгляда и подросткового тона «Притяжение» и не воспринимается как очередной отечественный витринный блокбастер с надоевшими лицами в кадре — таких в российском кино и так полно.
За эту свежесть, такую нетипичную для российских коммерческих лент, можно простить «Притяжению» многое. И раздражающе нелогичный максимализм (впрочем, кто таким не был?) главных героев, и обязательные для всех фильмов Бондарчука нелогичности и пробелы в сюжете и действиях персонажей, и, конечно, местами совсем не впечатляющую графику, особенно по меркам голливудских студийных конкурентов.
Но главной претензией станет отсутствие научно фантастического фундамента в фильме. «Притяжение» — это все-таки sci-fi сказка про любовь, а лишь затем уже про войну людей и инопланетян (то есть скорее «Дивергент», чем «Интерстеллар»), а это понравится не всем. Учитывая, что фантастика никогда не пользовалась в России особой популярностью, о впечатляющих сборах и тем более обновлении рекорда «Сталинграда» — столь же неровного и неоднозначного блокбастера, но на более важную и близкую для нашего народа тему — и речи не идет.
Но это уже проблемы и головная боль создателей картины, которые теперь должны как-то бороться в прокате не столько с фильмами, которые идут в соседних залах, сколько с призраками упомянутых уже выше «Гравитации», «Интерстеллара», «Района №9» и других флагманов жанра. Конечно, «Притяжение» в этих невольных сравнениях вряд ли выиграет, но это и не важно. Бондарчук рискнул (и главное — сумел) выступить против Голливуда на его тинейджерской территории. И за этой (конечно, неравной) битвой Давида и Голиафа будет очень интересно наблюдать. Примерно, как за битвой мирных жителей экранного Чертаново, на головы которых неожиданно свалилась какая-то непонятная иноземная херабора.