В международный прокат вышла десятая часть франшизы «Пила», вновь с Тобином Беллом в главной роли. О том, удалось ли авторам вернуть главному слэшеру 2000-х былую славу — рассказываем в нашей рецензии.
Джон Крамер узнает, что болен раком мозга, и жить ему остались считанные месяцы. Узнав, что в Мексике работает доктор, применяющий неоднозначные, но эффективные методы удаления раковых опухолей, Джон решает рискнуть. Операция проходит успешно, однако вскоре Крамер узнает, что стал жертвой мошенников, и вся история с инновационным лечением — не более чем хитроумная схема отъема денег у отчаявшихся пациентов. Теперь у нечистых на руку медиков будут крупные проблемы: Джон Крамер сыграет с обманщиками в игру, и победить в ней им будет очень сложно.
Новая «Пила» — очередная попытка обновления франшизы, после неровной восьмой части и катастрофически плохой «Спирали». На этот раз режиссеру Кевину Гротерту (постановщику шестой и седьмой части) вместе со сценаристами Джошем Столбергом и Питом Голдфингером удалось вернуться к основам. Десятая «Пила» — это мрачный и кровавый слэшер о возмездии, вполне сопоставимый с любой из классических частей. Зарубежная пресса на все лады расхваливает фильм, а некоторые называют его чуть ли не лучшим в серии со времен оригинала. И хотя большая часть восторгов понятна, новая «Пила» хороша в первую очередь своей старомодностью, а вовсе не революционностью.
Для начала нужно сказать, что это мидквел. События фильма разворачиваются между первой и второй частями, что дало возможность вернуть во франшизу Тобина Белла, и это безусловно верное решение. Хотя в «Пиле» обычно действовало несколько маньяков, единственный фильм франшизы без Джона Крамера представлял собой жалкое до невозможности зрелище.
Так что Тобин Белл снова в деле, и даже более того: десятая «Пила» — первый фильм франшизы, где Крамер выведен на передний план. Он здесь центральный персонаж. Но если раньше маньяк наказывал людей, не ценивших свою жизнь, то здесь он карает тех, кто воспользовался уязвимостью тяжело больных людей. Джон Крамер в новой «Пиле» окончательно превратился в жестокого, но все-таки героя. Хотя методы у него по-прежнему столь же изобретательные, сколь и садистские.
При этом в десятой части практически нет привычной для франшизы извилистой детективной линии. Нет и заигрываний с нелинейной хронологией, характерных для поздних частей. Крамер, конечно, выслеживает злодеев, но оформлен весь поиск медицинской банды с явным акцентом на ловушки и убийства. В этом смысле десятая «Пила» донельзя прямолинейна, но назвать это недостатком никак нельзя, поскольку беспощадные головоломки, реки крови и вырванные внутренности всегда были ключевым аттракционом всей франшизы. По части шок-контента все в порядке: ловушек много, и они разнообразные, жертв тоже немало, кровь хлещет в три ручья, а истошные вопли заглушаются только звуками механических лезвий, разрезающих плоть.
Особо хочется отметить даже не финальную головоломку с ливнем крови, а вынесенный на постер вакуумный механизм, вырывающий глаза. Сцена короткая (и не совсем каноничная для франшизы, говоря без спойлеров), но очень эффектная. Еще одна крутая (пусть и не очень реалистичная) новинка в арсенале Крамера — ловушка в форме маски мексиканских индейцев, которая захлопнется на лице бедолаги, если он не успеет вовремя извлечь из своего разрезанного черепа нужный ключ.
Единственная серьезная недоработка десятой «Пилы» связана с тем, что сценаристы под конец пытаются выписать главную злодейку максимально циничной и продажной тварью, чтобы на ее фоне Крамер выглядел «хорошим парнем». Смотрится это не очень убедительно, и дело не только в том, что наш борец за права больных — тот еще кромсатель живого мяса, но еще и в том, что образ его противницы выглядит местами почти карикатурным. Кажется, будто под конец она кидает в ловушку одного абсолютно невинного персонажа просто из непонятного принципа, хотя могла бы сбежать с деньгами или ограничиться пулей в лоб своим мучителям.
Впрочем, фильм от этого не сильно страдает. При желании можно придраться к тому, что сюжет медленно набирает темп, или к тому, насколько быстро и легко терминально больной Крамер одной рукой прорабатывает детали своего плана, а другой конструирует шедевры инженерной мысли. Но эти аспекты истории изображены мало-мальски правдоподобно.
«Пила» — все-таки в первую очередь пыточное порно, а не психологическая драма. И новая часть никогда об этом не забывает. Все, что должно быть в хорроре про игру на выживание (даже камео куклы Билли на велике!) здесь не только присутствует, но и хорошо работает. Так что если вы соскучились по Джону Крамеру и его трудоемкой работе по исправлению чужих жизней — у фильма есть все шансы вас приятно порадовать.