В кинотеатрах стартует «Черная месса» — не совсем типичная гангстерская драма с почти неузнаваемым Джонни Деппом в главной роли. Фильм скорее всего разделит публику, но нам он понравился.
Бостон, 1975 год. Джимми «Уайти» Балджер — жестокий мужчина с демонической внешностью — при поддержке местных головорезов начинает свою гангстерскую карьеру. Он не стесняется действовать в самых разных сферах: толкает дурь и другие наркотики подросткам, занимается рэкетом, «крышует» заведения и так далее. В личной жизни у него тоже все неплохо: есть любящая мать, которая постоянно обыгрывает Джимми в карты, брат-сенатор, молодая возлюбленная и маленький сын.
Карьера мафиози начинает набирать обороты, когда на горизонте появляется друг детства Джон Коннолли, который с момента их последней встречи успел стать агентом ФБР. Коннолли предлагает Балджеру сделку — он становится их информатором в гангстерском мире Бостона, а взамен получает неприкосновенность. Балджер, который с детства умел просчитывать любую ситуацию на два шага вперед, разумеется, соглашается.
Как и в любом жанре с историей, в гангстерском кино существуют определенные правила. Обычно в фильмах про мафиози — помимо основной «карьеры» героев — большое внимание уделяется эволюции персонажей и вопросам мутации их личности, когда они перешли на «темную» сторону (или, наоборот), семье и другим важным вопросам. Вспомните хотя бы «Славных парней» Скорсезе, которые начинаются с культовой фразы героя Рэя Лиотты «Сколько я себя помню, я всегда хотел быть гангстером». Законы жанра в том числе помогли гангстерскому кино завоевать мировую славу.
При кажущейся невероятной сложности — а в определенных мафиозных лентах с их переплетающимися сюжетными линиями, тоннами деталей и богатым подтекстом, можно натурально заблудиться — кино про стильных головорезов в разные годы было понятно самой широкой аудитории.
Выходящая на этой неделе «Черная месса», если смотреть не нее, как на продолжателя традиций великого американского гангстерского кино, на первый взгляд, не выдерживает никакой критики. В фильме Скотта Купера нет ни внятной структуры, ни очевидной идеи — оно больше всего похоже на набор бессвязных сценок из как бы гангстерской жизни, неуклюже разыгранных знаменитыми голливудскими актерами, которые (кроме Деппа) в большинстве сцен даже не стараются. Более того, кастинг в фильме настолько «удачный», что по физиономиям артистам задолго до финала можно понять, кто кого предаст, убьет или трахнет.
Сценарий, впрочем, под стать набору актеров. В «Мессе» нет ни одного (даже Балджер) интересного персонажа — они все схематичны и похожи на автоматизированных чучелок, которые без эмоций выполняют какие-то обязательные действия, лениво двигая сюжет вперед. Невероятная карьера Балджера сокращена сценаристами до бесперебойной ругани в экран и сценок с убийствами на берегу реки. При этом, все важные события обычно либо вообще замалчиваются, либо даются при помощи коротеньких закадровых замечаний других персонажей. Продолжать можно еще долго — ошибок и несуразностей в фильме полно. В первый час фильма кажется, что «Черную мессу» снимал какой-то режиссер-двоечник — настолько невнятной, безликой и несобранной выглядит картина.
А потом все встает на свои места. Как и в случае с «Сумасшедшим сердцем», — первой работой Купера, за роль в которой Джефф Бриджес получил актерского «Оскара» — ключ к пониманию «Мессы» лежит на поверхности. Да, Купер не умеет в сюжет и персонажи («Оскар», я уверен, Бриджес вытянул на своей харизме), но умеет правильно сгустить атмосферу и преподать до боли банальный сюжет (в «Сердце» — историю полузабытой знаменитости, здесь — жестокого гангстера) с новой стороны. Его «Черная месса» — это фильм не о бандитах или гангстерской жизни, а о невозможности сделки с дьяволом. И если взглянуть на картину Купера с этой стороны, то предъявить к ней претензии будет ой как нелегко.
На такую трактовку в фильме намекает абсолютно все. От затянутого постоянным туманом Бостона, больше похожего на демонический городок Сайлент Хилл из одноименной игры, чем на респектабельный мегаполис, до внешности Джонни Деппа, которого загримировали так, что он стал похож ни на человека, и даже не на настоящего Джимми Балджера, а на сатану в людском обличье, со стеклянным взглядом и неправдоподобно пепельными волосами. Купер — сознательно или нет, это не так уж и важно — рассказывает историю знаменитого гангстера, опираясь не на события (кто кого убил, ему не очень интересно), а на психологические нюансы. Например, сцену сделки между Балджером и Коннолли он даже не показывает целиком, зато посвящает ее последствиям почти весь оставшийся фильм.
И когда ты начинаешь смотреть на «Черную мессу» под таким углом, многие проблемы — плохо выписанные персонажи, куцый сюжет, слабо играющие артисты — отходят на второй план. Купер снимает кино как миф, а при таком раскладе объяснения не нужны. К тому же, это фильм на одного артиста, который играет тут даже не персонажа, а абсолютное всепроникающее зло, с которым невозможно ни договориться, ни до конца победить. Депп, в последнее время превратившийся в пародию на самого себя, здесь снова показывает высший пилотаж. Такой сложной роли у него не было, пожалуй, со времен «Джонни Д.». Заикаться об «Оскаре» рано и, в общем, бессмысленно, но в число номинантов артист попасть обязан.
«Черная месса», безусловно, разделит аудиторию на две части. Большая будет плеваться и крутить у виска, одновременно жалея о потраченных деньгах и радуясь за Джонни Деппа, который этой ролью может снова реанимировать свою немного забуксовавшую карьеру. Меньшинство найдет в фильме Купера скрытую глубину, подтекст и несколько извращенную завораживающую красоту, что и мы. Но чтобы проверить, к какому лагерю вы принадлежите, нужно сходить в кино — поверьте, скучно не будет.
«Черная месса» в широком прокате с 29 октября.