В международный прокат вышел «Бессмертный» — стильный и кровавый экшн о том, как одинокий финский солдат сражается с нацистами за мешки с золотом. Подробнее о новом фильме Ялмари Хеландера («Санта на продажу») читайте в нашей рецензии.
1944 год, Финляндия. После заключения мирного договора с Советским Союзом финны разоружают немецкие войска по всей стране. Тем временем по бескрайним просторам Лапландии бредет угрюмый старик с рюкзаком, набитым золотом. Мимо проезжает взвод немцев из СС: танк, мотоцикл и грузовики, один из которых набит пленными женщинами. Нацисты тормозят безобидного с виду путника, намереваясь разжиться его золотом перед отступлением в Норвегию… но тихий старичок оказывается беспощадной машиной смерти, готовой убивать всех, кто приблизится к нему. И его песику.
«Бессмертный» — это вестерн по форме и наци-эксплотейшн по содержанию
Причем эксплотейшн безупречно стильный и крайне изобретательный, особенно с учетом бюджета. В открывающих сценах явственно ощущается дух спагетти-вестернов Серджо Леоне: одинокий всадник скачет через безлюдную пустошь, кругом бандиты в черном, обыграна даже тема с добычей золота старателями. Только вместо дикого Запада — крайний Север.
Несмотря на столь экзотичный для подобной истории сеттинг, смотрится он здесь вполне органично. Равно как и образ немногословного главного героя-одиночки (за весь фильм он говорит не больше пары-тройки предложений, да и то в самом конце), явно вдохновленный Человеком Без Имени и прочими архетипичными ковбоями.
А вот сюжет и особенно экшн здесь выдержаны в духе европейских военных боевиков, вроде классических «Бесславных ублюдков» или «Пятерых из ада». Безмолвный дед жестоко режет глотки, протыкает черепа и расстреливает нацистов, по ходу дела освобождая пленниц (которые — микроспойлер! — тоже окажутся не лыком шиты).
Сняты драки с перестрелками очень смачно: брызжет кровь, грохочут «Шмайссеры», взрываются мины
В общем, суровое лицо войны показано хоть и красиво, но со всеми неприглядными подробностями. Экшн-сцены, что приятно, весьма разнообразны. Будет и проход по минному полю, и сражение под водой (тут отдельно доставляет способ, которым «Кощей» спасается от нехватки воздуха), и отчаянная борьба за жизнь в салоне пикирующего самолета, и много чего еще. На полтора часа экранного времени в «Бессмертном» столько эффектных боевых сцен, сколько не в каждом многомиллионном блокбастере бывает.
При этом, несмотря на внешне серьезный тон, Хеландер быстро дает понять, что перед нами не военная драма, а экшн, да еще и насыщенный иронией. Юмор тут выдержан в «солдатском» духе. Чего стоит хотя бы бэкстори главного героя, прозванного русскими «Кощеем» за упорное нежелание помирать в бою. Впрочем, обилия постмодернистских цитат в духе Тарантино можно не ждать, «Бессмертный» скорее любовно воссоздает стиль европейских экшнов 1970-х и 1960-х на новом техническом уровне. Конечно, кое-какие кадры отсылают к тем же спагетти-вестернам, но оформлены эти референсы очень ненавязчиво.
На стиль работают и актеры, многие из которых не в первый раз сотрудничают с Хеландером
В частности, «Кощея» играет Йорма Томмила, в «Санте на продажу» тоже получивший главную роль. Его главного врага, командира нацистов, отлично сыграл норвежец Аксель Хенни («Парадокс Клоферфилда», «Марсианин»). А снайпера Вольфа играет Джек Дулан, мелькавший в сериалах «Пацаны» и «Амстердам». И даже несмотря на то, что почти все персонажи здесь не более чем схематичные образы, изображены они с явным старанием. Ну а Томмила своей недюжинной харизмой вытягивает даже самые спокойные сцены, иногда придавая фильму оттенок триллера о выживании.
Неудивительно, что фильм был по достоинству оценен в жанровой среде. В прошлом году на знаменитом фестивале в Ситжесе «Бессмертный» собрал щедрый урожай наград, включая призы за лучший фильм, лучшего актера, операторскую работу и музыку. Но до многих европейских стран (и США) фильм добрался только сейчас, когда кое-где уже состоялся цифровой релиз. И это отличный повод ознакомиться с отличным экшном про отвратительного мужика.