16 марта в российский прокат выходит новый фильм М. Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Таинственный лес») под названием «Сплит», главную роль в котором играет Джеймс МакЭвой («Особо опасен», «Люди Икс: первый класс»). Наш постоянный автор колонки о хоррорах Дмитрий Соколов уже готов поделиться с вами своими впечатлениями о картине.
Трое девочек-подростков, Кейси, Клер и Марсия, средь бела дня похищены неизвестным преступником, который держит их в непонятном месте, непонятно где и не вполне понятно с какими целями. Но неизвестность — полбеды: очень скоро похищенные девочки понимают, что их похититель Кевин страдает диссоциативным расстройством личности: его сознание расщеплено, и состоит из двадцати трех разных личностей (разного возраста и пола). Главная проблема, однако, даже не этом, а в том, что скоро внутри Кевина должна пробудиться еще одна — исключительно жестокая и безумная. Личность, которой потребуются жертвы.
М. Найт Шьямалан — режиссер, безусловно, своеобразный, со своим особым почерком, который легко просматривается в большинстве его фильмов, даже тех, которые в жанровом плане отстоят друг от друга очень далеко. «Сплит» в этом смысле не исключение. Сама история очень камерная, локаций минимум, актеров — тоже. Характерно и то, что фильм не совсем то, чем хочет казаться поначалу. Начинаясь как криминальная история о похищении, он постепенно превращается в психологический триллер, в котором хоррор-составляющая, честно говоря, довольно условна. Что, впрочем, никак не мешает Шьямалану умело поддерживать в кадре напряжение за счет умело используемой фишки с расщеплением сознания.
Во многом она работает, конечно, благодаря игре МакЭвоя. Он успешно справляется с ролью (точнее говоря, ролями) ментально расщепленного психопата, который способен вызывать сочувствие и омерзение почти одновременно. Наблюдать за тем, как различные ипостаси Кевина (он, кстати, не главная личность в этом теле) перетекают из одной в другую, попутно успевая поссориться, помириться, станцевать перед пленницами и сходить на прием к доктору — зрелище местами прямо-таки завораживающее. И, вопреки возможному скепсису некоторых зрителей, абсолютно реальное. В истории медицины не только зафиксированы похожие случаи, но более того, широко известна история Билли Миллигана, в голове которого с переменным успехом уживались ровно 24 личности, из которых только основных было не меньше девяти.
Правда, стремление Шьямалана поддать драмы порой вызывает раздражение (как во многих эпизодах с психиатром), но тщательно нагнетаемый саспенс с успехом компенсирует избыточную политкорректность. Этот фильм определенно стоит посмотреть не только поклонникам конкретного режиссера, но и тем, кто любит «герметичные триллеры», в которых действие сосредоточено вокруг одного помещения. Но, повторюсь, не стоит ожидать от «Сплита» натуралистичности «Пилы» или чего-то в таком же духе. Перед нами фильм о психологии больного человека, который превращается в монстра, а не о серийном убийце, и не об игре в прятки с маньяком. Держите это в голове при просмотре, и поход в кино имеет высокие шансы себя оправдать.
Кстати, поклонникам ранних работ Шьямалана (и Брюса Уиллиса) стоит внимательно смотреть последние несколько минут перед титрами, думаю, вы хорошо поймете отсылку режиссера.