В прокат врывается, наверное, самый ожидаемый блокбастер года — восьмой эпизод «Звездных войн». Местами противоречивый, местами блистательный фильм от режиссера «Кирпича» и «Петли времени».

Пока повстанцы под предводительством принцессы Леи хаотично сражаются с армадой «Первого Ордена» в космосе, управляемой верховным лидером Сноуком, Рей на планете Эч-То уговаривает Люка Скайуокера взять ее в ученики. Тот отказывается, явно что-то не договаривая. Скоро мы узнаем, что привело Люка на эту отдаленную планету, и почему он больше не хочет обучать будущих джедаев. Правда, ответы на эти и другие, перекочевавшие сюда еще из седьмого эпизода, вопросы, будут не такими неожиданными, как мечтали поклонники.

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last Jedi

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last JediСо «Звездными войнами» — пожалуй, главной священной коровой кинематографа, — в последние годы происходит много интересного. Окончательно распрощавшись со своим создателем и демиургом Джорджем Лукасом, франшиза перешла в руки Disney, которая выбрала трех режиссеров-фанатов саги, отдав в руки каждому по номерному эпизоду. Стартовать выпало Джей Джей Абрамсу, королю сиквелов и ребутов, который, как и подобает аккуратному нерду-хорошисту, начал играть в фаната на все диснеевские деньги — его «Пробуждение силы» только ленивый не сравнивал с «Новой надеждой», часто не в пользу новой картины. Но такое копирование или дань уважения к оригиналу — неотъемлемая часть природы людей, влюбленных в «Звездные войны», одним из которых и является Абрамс. Поэтому ругать «Пробуждение силы» за сходство с оригиналами принялись в основном такие же, как и Абрамс, обожатели саги — каждый из них сам хотел бы снять «Звездные войны» (и не факт, что иначе), но увы.

Но Абрамс все же добавил в «Пробуждение силы» немало от себя — придумал новых героев, хитро вернул старых, добавил к ним очень нервного, совершенно несвойственного саге противоречивого злодея (который внешне напоминал именно что поехавшего фанбоя «Звездных войн»), но при этом сохранил темп и задор первых картин. «Пробуждение силы», может, и не было безупречным эпизодом, но в отличие от прошлогоднего «Изгоя-один», в ней чувствовалась энергия оригинальных фильмов, их ламповый звук и атмосфера.

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last Jedi

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last JediЕдинственное, в чем «Пробуждение силы» точно проигрывало оригинальным фильмам — в смелости. Первые эпизоды «Звездных войн» — это торжество фантазии над здравым смыслом, фильмы, которые навсегда изменили мировой кинематографический ландшафт. Новый фильм не мог быть таким по определению — во-первых, Абрамс ни разу не Лукас или Спилберг, он талантливый реконструктор, но не новатор или творец; во-вторых, никто не ставил перед ним такой задачи. Цель была иной — перезапустить знакомую вселенную, а не переизобрести ее. И Абрамс с этой задачей, особенно если заглянуть в коммерческие отчеты, отлично справился.

Райан Джонсон, которому поручили делать восьмой эпизод, тоже фанат и тоже отличник. Но если Абрамс — это классический тихий задрот с первой парты, коллекционер автографов и фанбой, который любит подражать больше, чем создавать что-то свое, то у Джонсона плюс ко всему есть свое мнение и напор. Он это продемонстрировал еще в дебютном «Кирпиче», в котором то ли насмехался, то ли восхищался нуар-фильмами. А впервые оказавшись под крылом большой киностудии тут же добился неслыханного положения — в одиночку написал и снял эпизод самой популярной франшизы в мире. Абрамс был так впечатлен сценарием Джонсона, что пожалел, что сам не занялся восьмым эпизодом. Его «Последние джедаи», конечно, отталкиваются от богатейшего наследия франшизы и, конечно, не раз были показаны в диснеевских продюсерских кабинетах, но в новом фильме уже немало трюков и неожиданных ходов от самого режиссера, а не только отзвуков лукасовской вселенной.


«Последние джедаи» — это первый фильм, который уже открытым текстом говорит о трансформации франшизы.


На протяжении двух с половиной часов Джонсон рефреном проговаривает одну неизбежную, но столь неприятную для фанатов мысль — что, наконец, пришло время начать забывать про все, что было раньше. Может быть, не сразу, не в один миг, но этот процесс неизбежен. В «Последних джедаях» есть сразу несколько сцен, которые прозрачно на это намекают. Даже знаменитая строчка «Да пребудет с тобой Сила» здесь часто проговаривается не самыми ожидаемыми персонажами и скорее для проформы.

Но, как и подобает большой киновселенной, трансформация происходит постепенно. Пока режиссер довольствуется косметическими штрихами. Например, по меркам «Звездных войн» в «Последних джедаях» слишком много шутят. Причем не как раньше, а скорее в духе Хичкока — правда, тот в свои триллеры вставлял юмор, чтобы разрядить напряжение, а Джонсон это делает, чтобы несколько разбавить исполинский пафос, который нет-нет да проступает через ткань фильма. За смешные моменты тут отвечают по большей части диковинные зверушки и Марк Хэмилл, который, кажется, всю жизнь мечтал наконец посмеяться и разукрасить собственного, слишком благостного по современным меркам, героя 40-летней давности.

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last Jedi

Или вот злодеи. Еще по «Пробуждению силы» с его невротичным непредсказуемым Кайло Реном было понятно, что зло в «Звездных войнах» уже не будет таким как прежде. И в «Последних джедаях» герой Адама Драйвера делает еще один шаг, но не к превращению в обожаемого дедушку Дарта Вейдера, а скорее в сторону настоящих диктаторов из 20-го века — истеричных, неуравновешенных, привыкших получать все здесь и сейчас. За этой трансформацией наблюдать интереснее всего — что он наворотит (а он наворотит) в девятом эпизоде, даже больно представить.

география_звездных_войн_видео

С героями тоже все непросто. Если фильм Абрамса фокусировался на тройке новых персонажей, то в «Последних джедаях» на них лежат чисто функциональные задачи. Финн окончательно превращается в такого благородного Хана Соло, минус шуточки и харизма, пилот По — в совесть повстанцев, Рей — в нового Люка и надежду сопротивления. При этом остается стойкое ощущение, что каждому пока не дали как следует высказаться — очевидно, что их гранд-выход намечен на девятый эпизод. Главные роли тут все же у старых героев, хотя у них и не так много экранного времени.

Фильм Абрамса ругали за отсутствие достойного экшена, и Джонсон и тут изо всех сил пытается исправить ошибки предшественника. И если боевые этюды в первой половине не впечатляют, то финальная сцена с трехэтажной кульминацией на живописной планете Крэйт может без оговорок считаться одной из самых впечатляющих в серии. Она в одиночку способна искупить все недочеты картины. Но, скорее всего, все-таки все главные баталии, как это и бывает в современных масштабных кинотрилогиях, мы увидим в финальном эпизоде.

Звездные войны Последние джедаи — Рецензия — Обзор — Премьера — Star Wars th Last Jedi

«Последние джедаи» — самый длинный и, возможно, самый амбициозный фильм франшизы. Несмотря на все таланты Джонсона, местами он несколько расползается — например, во второстепенной линии Финна и его подруги-азиатки, где фильм кокетливо ругает капитализм (это выглядит особенно смешно на фоне сегодняшней покупки Disney студии Fox за 52,4 миллиарда долларов). Или, например, некоторых выкрутасов с принцессой Леей, сюжетная линия которой всё равно выглядит трагичной в свете смерти актрисы Керри Фишер.

как_лукас_придумал_звездные_войны

Но в свои лучшие моменты «Последние джедаи» достигают каких-то невероятных высот — последний час ты вообще проводишь как на иголках. Как пошло пишут на Западе, по фильму Джонсона видно, что у «Звездных войн» есть новая надежда. Надежда, что в ближайшем будущем сериал наконец-то окончательно откажется от сюжетов оригинальных фильмов, от поднадоевшего «наследия Лукаса», от самокопирования, оттолкнется от всего этого и улетит в открытый космос.


«Последние джедаи» — это еще не новые «Звездные войны»,
но первый шаг в их сторону.


Конечно, из саги никогда не выветрятся краеугольные элементы ее мифологии — сила, джедаи и световые мечи, — но вполне вероятно, что поменяется все остальное. Джонсон уже в восьмом эпизоде позволяет себе немало, что будет дальше — сложно представить. И не случайно, что именно Джонсону Disney поручила снимать новую трилогию, которая придет на смену нынешней. Видимо, у режиссера действительно есть что сказать и он знает, в какую сторону двигать такую махину, как современные «Звездные войны».

Но, кажется, что Джонсон, как настоящий фанат, никогда не откажется от вечных ценностей «Звездных войн». «Последние джедаи», как и оригинальные фильмы, это фильм не только про космические бои, но и про семейные узы в самом широком смысле этого слова. Как и Лукас, Джонсон проговаривает в «Последних джедаях» традиционную мысль всей саги — что дети всегда ярче своих родителей. Тогда, в 70-е из уст Лукаса это звучало скорее манифестом, продолжением идей Нового Голливуда, герои которого так боролись с нафталиновым кинематографом, сегодня же — смотрится прописной истиной. До собственных идей новые «Звездные войны» еще не доросли. Но если все будет продолжаться так же, в ближайшем будущем это обязательно случится.


«Звездные войны: Последние джедаи» в прокате с 14 декабря 2017 года.