10 апреля в сети появился первый тизер фильма «Тор: Рагнарек». Это вызвало новую волну повышенного интереса к режиссеру проекта, Тайка Вайтити. Многие были удивлены тем, что подобный фильм отдали именно этому странноватому новозеландцу. До этого он снимал исключительно авторское кино, где все без исключения герои — заторможенные аутисты и инфантильные фантазеры. Рассказываем, кто такой этот Тайка Вайтити, чем он знаменит и почему его фильмы обязательно стоит посмотреть, особенно, если вы не любите голливудское и супергеройское кино.

Тайка Вайтити — новозеландский актер и режиссер, который за 41 год жизни снял несколько крайне интересных и совершенно уникальных вещей. Его стиль вызывает ассоциации с ранними работами Кевина Смита: точно также у него всегда есть фирменные персонажи, уникальная манера подавать бытовые истории, тяга к абсурду, и, кроме того, одно и то же место действия. Почти всегда сюжет разворачивается в новозеландской глуши, которую режиссер, судя по всему, обожает. Даже если персонажи живут в Веллингтоне, столице страны, они все равно обитают где-то на глухой окраине в доме без электричества и удобств.

Герои Вайтити легко узнаваемы: они нелепые, инфантильные, неприспособленные к жизни в обществе и при этом, что уникально, не раздражающие. Но главное: его фильмы всегда отличаются невероятно уютной атмосферой, которую хочется назвать «ламповой» (хоть это определение уже и стало до неприличия заезженным).

«Что мы делаем в темноте»
(«Реальные упыри»)
What We Do in the Shadows

Невероятно смешное и по-хорошему дурацкое кино, которое многие не стали смотреть из-за преступно переведенного названия. Дать подобному фильму имя «Реальные упыри» — это настоящий саботаж. Каждый раз, советуя эту комедию людям не в теме, приходится долго и с жаром объяснять, что он не для подростков-дегенератов и не про криминал.

«Реальные упыри» снят в стиле мокьюментари, где герои «псевдодокументалки» — вампиры, живущие в развалюхе на окраине Веллингтона. Каждому из них по нескольку сотен лет, но они все равно ведут себя как инфантильные подростки. Манерный французский аристократ (его играет сам Вайтити), Влад Цепеш, не понимающий, что за окном давно не Средневековье, Носферату, которому 8000 лет, и у него своего рода маразм и Дикон, гоповатый вампир-мужлан, «получившийся» из крестьянина лет 200 назад, вынуждены обитать под одной крышей. Единственная причина, по которой они живут вместе — так проще и, к тому же, они почти не имеют понятия о том, что творится снаружи, в мире людей.

При этом вампиры ведут себя как адские твари, убивающие невинных жителей Веллингтона, и одновременно словно какие-то нелепые иммигранты. Они с трудом понимают, что такое электричество, никогда не слышали про интернет и дико скучают оттого, что все их развлечения — это убийства, пытки невинных жертв и устаревший бабушкин патефон.

тайка вайтити тор: рагнарек фильмография реальные упыри орел против акулы охота на дикарей отвратительные мужики disgusting men

Если не обращать внимания на кровавые жертвы, фильм рассказывает о компании кидалтов, которые снимают вместе жилье. Иными словами, «Что мы делаем в темноте» — комедия про общагу, только с вампирами и гробами. Особенно русскоязычного зрителя позабавит использование песен группы «Ленинград» в качестве саундтрека.

«Охота на дикарей»
Hunt for the Wilderpeople

Жирный подросток, смесь Картмана и Питера Пена, бежит от приемного папаши, надеясь выжить в новозеландских джунглях. Папаша выслеживает его, но не заставляет возвращаться, а лишь поддерживает желание своего оболтуса путешествовать дальше. Оба пытаются бежать от мира людей, но тот их не отпускает — социальные службы пытаются задержать их, отправить подростка в приют, а премного отца пожурить за то, что таскает ребенка по опасным местам.

Попутно начинается фарс: выслеживать двух путешественников начинает полиция, рейнджеры и национальная гвардия с танками. Оба героя постоянно делают какие-то глупости и, естественно, привязываются друг к другу. Все это делает «Охоту на дикарей» отличным роуд-муви, полным абсурда. Во многом оно пародирует представления среднего горожанина о романтической и полной опасностей жизни в джунглях. Главное, стоит понимать: как это обычно бывает у Вайтити, ни одного вменяемого героя здесь не появится — они все сумасброды и наивные балбесы, но так и задумано.

«Мальчик»
Boy

Самая неспешная и тягучая, но при этом атмосферная работа Вайтити, в которой он рассказывает историю, простую как два пальца. В новозеландской глуши вместе с бабушкой и братом живет паренек по прозвищу «Бой» (или просто «Мальчик»). Его отец — настоящий герой, самурай, Рембо и Крутой Уокер в одном лице. Единственная проблема: все это — выдумки самого «Боя».

Папашу он помнит плохо и, ожидая его возвращения, накручивает себя, выдумывая про него все более безумные легенды. Когда отец все же приезжает, оказывается, что он — мямля, лентяй, мелкий хулиган и редкостный лоботряс. То, что он — глава местной банды байкеров, нисколько не спасает ситуацию. Дикие мотоциклисты оказываются просто шайкой деревенских пьянчуг на тарантасах.

У многих даже при просмотре трейлера возникнет ассоциация с фильмами Джареда Хесса. «Бой» действительно местами напоминает «Наполеона Динамита», только с меньшим уровнем абсурда: те же хулиганы, школьная жизнь паренька-фантазера и взрослые родственники, которые не особо умнее него. Главное отличие — фильм Вайтити все же серьезнее и глубже, он о взрослении, проблемах отцов и детей и, как обычно у этого режиссера, о том, что общество — слишком абсурдное и дикое явление, чтобы к нему приспосабливаться. Чем больше глушь — тем проще не сойти с ума.

«Орел против акулы»
Eagle vs Shark

«Орел против акулы», пожалуй, — самая странная работа Вайтити. Формально она же — самая простая и «не-новаторская». Все начинается как мелодрама, снятая задешево, но с душой. Любовь двух персонажей не от мира сего на фоне прекрасной дикой природы — звучит настолько же мило, насколько и избито. На самом деле, в какой-то момент станет понятно, что по-своему этот фильм гораздо более трэшовый, чем все остальные.

Начав смотреть его с девушкой, вы обязательно столкнетесь с ситуацией, когда она перестанет умиляться и начнет вопить: «да что здесь вообще происходит?!». Проблема в том, что рассказать о причинах безумия картины без спойлеров невозможно. Главное, что стоит знать — героиня фильма, хоть и наивна и странновата, но, все же адекватна. Тогда как герой — просто умопомрачительный идиот. Однако, как мы уже знаем, Вайтити — мастер создания персонажей-простофилей, которые при этом совершенно непонятным образом не раздражают. Они всегда словно живут где-то в параллельной реальности.

«Полет конкордов»
(«Летучие конкорды»)
Flight of the Conchords

Единственный в списке сериал от Вайтити. Многие впервые познакомились с режиссером именно благодаря тому, что «Конкордов» часто крутили по каналу «2X2», и вообще, они долгое время были на слуху.

Сериал рассказывает про двух невероятно заторможенных новозеландцев (а как же иначе). Приехав в США, они пытаются найти себя как музыканты и пробиться на вершину славы. Оба парня — талантливы и на протяжении всех эпизодов часто поют для зрителя. Беда в том, что они — слишком простоваты для этой индустрии. Проблема деревенщин, которые завалились в большой город и пытаются понять, как тут вообще выжить — основная для всего сериала. Довольно избитая история про понаехавших выгодно выделяется за счет того, что оба актера талантливо обыгрывают свои роли. В каком-то смысле сериал напоминает о «Бивисе и Бадхеде» в смеси со «Смертельно скучающим». Герои так же пытаются подцепить девчонок и оторваться — вот только им уже под тридцать, а их потуги выглядят нелепо и комично.

Как видите, Тайка Вайтити — режиссер атмосферных фильмов о героях, которые слишком наивны, глуповаты или просто малы для того, чтобы понять этот мир. Вместо того, чтобы влиться в размеренную жизнь общества, они придумывают себе собственные фантастические вселенные. В каком-то смысле, им действительно повезло жить в фантастической стране — Новой Зеландии, которая у Вайтити выглядит как странноватый послеобеденный сон. Он со своей неспешностью настолько далек от Голливуда и экшнов о супергероях, насколько это вообще возможно. Почему кино о Торе дали снимать именно ему, и что из этого выйдет — загадка.