11 июня в российском прокате стартовал «Мир юрского периода» — продолжение культового блокбастера Стивена Спилберга про парк развлечений с динозаврами. Не дожидаясь вестей по кассовым сборам, рискнем предположить, что фильм Колина Треворроу, несмотря на все его проблемы, станет (вместе с пиксаровской «Головоломкой») главной семейной премьерой этого лета.
После событий, рассказанных в оригинальном фильме 1993 года, прошло более 20 лет. Огромный парк с динозаврами на острове Нублар продолжает свою работу. Интерес к заведению начинает падать — как у простых зрителей, которые выучили живую экспозицию наизусть, так и у потенциальных рекламодателей. Для привлечения внимания и новых инвестиций генетики парка создают уникальную особь — 17-метрового индоминуса-рекса, сочетающего в себе некоторые особенности других видов, в первую очередь, стать и размеры тираннозавра. Разумеется, эксперименты заканчиваются плачевно: чудище сбегает из клетки и отправляется, круша все на своем пути, в основную часть парка, где отдыхают около 20 тысяч посетителей. Руководство парка, пытаясь предотвратить катастрофу, бросает на охоту за чудищем все силы, включая дрессировщика Оуэна Грейди (Крис Прэтт), который умеет находить с некоторыми динозаврами общий язык.
Чувство дежа вю при просмотре «Мира юрского периода» не покидает с первой и до последней минуты. Колин Треворроу, несколько лет назад покоривший инди-фестиваль в Санденсе остроумной трагикомедией «Безопасность не гарантируется», впервые в своей жизни оказавшись постановщиком дорогого блокбастера, потерялся за вывеской популярной франшизы. В новом фильме он не просто копирует стиль Спилберга, а безбожно ворует у него все важные приемы, сюжетные ходы и даже целые фрагменты из оригинальной картины. Поэтому при просмотре возникает ощущение, что мы это все уже видели в оригинальных фильмах, причем много-много-много раз.
[Читайте также: Все динозавры из «Мира юрского периода»]
Треворроу, не церемонясь, буквально с первой сцены взахлеб начинает цитировать классика. Например, в основную сюжетную историю про побег животного бережно вписывает еще одну — семейную, где основные роли исполняют двое подростков, которых почти разведенные родители отправили на каникулы в парк развлечений. Поклонникам «Юрского периода», как и фанатам конкретно Спилберга, думаю, ничего объяснять не надо. Тема крепкой, благополучной семьи и семейных человеческих отношений как главного условия выживания во враждебном мире, пронизывала и все предыдущие выпуски сериала, и многие другие картины мэтра. Боясь что-то сломать, Треворроу просто пересказывает слово в слово то, что Спилберг проговорил уже много раз сто лет назад, ничего от себя не добавляя.
«Мир Юрского периода» — еще один фильм, который эксплуатирует одну из центральных тем всего творчества Спилберга — встречи с неизведанным, иноземным организмом. Этот ход Спилберг придумал еще в «Челюстях», превратив акулу в страшного монстра, а продолжил использовать в фантастических лентах — «Инопланетянине», «Близких контактах» или «Войне миров». Индоминус-рекс в «Мире юрского периода» — еще одно необъяснимое существо, с которым сталкивается человек и которое чувствует себя чужим на Земле. Единственное отличие: на сей раз чудище создано руками людей, а не прилетело из космоса или всплыло с морского дна.
Список заимствований и цитат можно продолжать бесконечно, но если не остановиться, можно пересказать весь фильм. Но даже учитывая, что при создании многомиллионных блокбастеров голливудские боссы очень неохотно соглашаются что-то менять в работающей формуле, такую творческую трусость Треворроу трудно оправдать. «Мир юрского периода» напоминает очередной альбом какой-нибудь популярной знаковой рок-группы, которая боится экспериментировать, записывает годами примерно одни и те же песни и кормит предсказуемым удовольствием примерно одних и тех же фанатов. Если задуматься, в этом подходе нет ничего криминального, но и особой похвалы он не заслуживает.
Более того, «Мир юрского периода» в таком виде совсем не подходит на роль новой отправной точки для сериала, фундамента, на котором следующие постановщики смогли бы строить свои фильмы. От Треворроу требовалось написать сочинение по заранее известной теме, а он, вместо выполнения задания, все втихую списал у отличника и выдал за свое.
- Если вы забыли сюжет оригинального «Парка Юрского периода» — вот краткий пересказ событий в формате восьмибитной игры.
Все было бы совсем грустно, если бы за этим бездумным, отчаянным косплеем Спилберга авторам нового фильма все-таки не удалось (пусть и частично) воспроизвести магию оригинальных картин про ревущих чудовищ. Рецепт оказался прост: в правильных пропорциях замешать в своем фильме важные ингредиенты первых «Парков» — красиво нарисованных динозавров, впечатляющие спецэффекты, вечную музыку Джона Уильямса, а также простую как две копейки, но все равно довольно захватывающую историю с храбрыми героями, карикатурными злодеями (такие были популярны в эпоху VHS) и прозрачным смыслом. «Мир Юрского периода» — это кино не только о пугающей встрече с неизведанным или силе семейных уз. Это еще и фильм о столкновении эпох — консервативного, неповоротливого прошлого и дерзкого, непредсказуемого настоящего — которое подается через простую схватку индоминуса-рекса с остальными обитателями острова. В итоге у Треворроу получилось неуклюжее, насквозь вторичное, но все-таки дышащее старомодное кино для самой широкой аудитории, которое, в отличие от недавней «Земли будущего», не распадается на отдельные куски.
«Мир юрского периода» — тот случай, когда «труба пониже, дым пожиже». Треворроу, конечно, не обладает ни талантом, ни харизмой, ни визионерским даром Спилберга. Он, повторимся, трусливо собрал свое кино по конспектам великого постановщика, не придумав для «Мира» ни одной свежей идеи (кроме бегающей на каблуках артистки Брайс Даллас Ховард). Но, как бы парадоксально это ни звучало, в данном случае такой подход — меньшее из зол. Фанаты не будут удивлены и получат определенную долю удовольствия — хотя бы от от встречи со старыми знакомыми, ревущими в Dolby Surround динозаврами. А тем, кому наплевать на «Парк» в целом, просто посмотрят неплохой семейный блокбастер на большом экране. Возможно, иногда и не надо преследовать цель сделать великое кино, а просто уметь угодить всем. Это тоже неплохо.