В международный прокат вышел первый (и внезапный!) экшн-хит года, в котором Джейсон Стэйтем мощными ударами вбивает честность в мошенников, ворующих деньги у пенсионеров. О том, каким получился новый фильм от создателей «Эквилибриума» и «Тренировочного дня», рассказывает Дмитрий Соколов.
Спрингфилд, штат Массачусетс. Здесь живет Адам Клэй — тихий пчеловод, арендующий сарай у добродушной пенсионерки. Узнав, что его пожилая соседка покончила с собой, став жертвой телефонных мошенников, выудивших у нее кучу денег, Клэй решает найти и покарать мерзавцев. Встав на путь возмездия, он вскоре столкнется с гигантской корпорацией, за которой маячат первые лица страны. Но упрямый мистер Клэй не дрогнет, ведь он — элитный киллер из тайного сообщества «Пчеловодов», перед которым трепещут даже в ЦРУ.
«Пчеловод» — отличный пример того, как «сарафанное радио» и кинокритики могут спасти фильм, от которого никто ничего не ждет. Изначально он должен был выйти в ограниченном прокате (а то и сразу пойти на стриминг-платформы), однако реакция зрителей и критиков на показы оказалась настолько позитивной, что «Пчеловода» решили пустить в широкий прокат не только в США, но и за рубежом. Результат налицо: при бюджете в 30 c небольшим миллионов, «Пчеловод» собрал уже больше ста миллионов, и, кажется, заработает еще немного сверху.
В этой истории неожиданного успеха примечательно, что фильм снят максимально старомодно, без каких-либо заигрываний с модными нынче темами вроде инклюзивности или акцента на драме, чтобы придать персонажам больше глубины. «Пчеловод» — это прямолинейный и зубодробительный боевик с бешеной динамикой, смачными драками и простой, но красиво обыгранной мифологией, которая дает потенциал для франшизы.
Режиссер Дэвид Эйр (написал сценарий «Тренировочного дня»), известный полицейскими боевиками (снял «Королей улиц», «Патруль» и «Крутые времена») в 2010-е отвлекся на супергеройское кино, но после неудачи с «Отрядом самоубийц» вернулся к истокам и явно чувствует себя как дома.
Второй важный человек в творческой команде «Пчеловода» — сценарист Курт Уиммер (автор «Эквилибриума», он также написал сценарии для «Солт» и «Законопослушного гражданина»). Уиммер не только щедро отсыпал героям цепких уанлайнеров, но и хорошо обыграл центральную в сюжете метафору с пчеловодами как хранителями стабильности в обществе. Логика столь же простая, сколь изящная: «Пчеловоды» здесь выступают как люди, занятые поддержанием баланса в «улье» (то бишь социуме), оставаясь независимой силой, которая играет с правительством или против него, в зависимости от того, чьи цели сейчас важнее.
Но одной только метафорой Уиммер не ограничился, а наметил (пусть пунктиром) обширный лор, позволяющий развернуть франшизу: из сюжета понятно, что у «Пчеловодов» есть длинная история, гигантские ресурсы и разнообразные киллеры на подхвате. Вся эта тема хоть и напоминает «Джона Уика», оформлена все же не столь претенциозно и выглядит скорее игрой в аналогии, а не ленивой копией с классики.
Впрочем, конспирологический сюжет с киллерами-пчеловодами здесь, при всей проработке, на втором плане. А на первом — высокочастотный и сочный экшн. После краткого пролога с мирной жизнью темп стремительно растет, не спадая вплоть до финальных титров. Боевых сцен много, сняты они добротно, хотя не блещут разнообразием, но этот недостаток Эйер с лихвой возмещает харизмой Стэйтема и общей смачностью боев.
Мистер Клэй редко применяет огнестрельное оружие, зато точечными ударами ломает врагам руки и ноги, сворачивает шеи, сбрасывает спецназ в шахту лифта, а в перерывах отучает скаммеров воровать, угрожая спалить их офис дотла. Но из длинной череды экшн-сцен хочется выделить две. Во-первых, встреча на заправке с убойной (во всех смыслах) дамой-пулеметчицей. Бешеная девица в стильном розовом пальто поливает пулеметным огнем бензоколонки и автомобили, истошно вопит от боли, получив ножом под ребра и явно заслуживает больше экранного времени (если не полноценного спин-оффа). Во-вторых, бой в узком коридоре с одноногим гигантом-телохранителем президентской семьи. Поверьте, это стоит увидеть своими глазами!
Да, в плане стиля и постановки боев «Пчеловоду» порой не хватает зрелищности, но здесь на помощь приходит Стэйтем и его панчлайны. «Я верю в добро во вселенной», говорит он, вламываясь в комнату, где возьмет на мушку сына президента США (не спрашивайте). «У вас есть законы, пока они не фейлят, а потом у вас есть я», — напоминает он героине, которая собирается задержать пчеловода прямо во время поджога офиса мошенников. «Я буду пытать тебя, а потом убью», — сообщает Клэй менеджеру криминальной корпорации, пришпилив его голову степлером к столу. Но мой персональный выбор — диалог про Винни-Пуха и банку меда во время разговора с властями. И все это с фирменной ухмылкой, которую мы знаем по сотням пабликов и сотням тысяч мемов!
Понятно, что на фоне Стэйтема все остальные персонажи выглядят не больше чем сценарными функциями. Что слегка обидно, потому что в картине неплохой каст: железную леди-президента играет Минни Драйвер, ее мужа-директора ЦРУ — Джереми Айронс, а их раздолбая-сына (он же главный злодей) — Джон Хатчерон из франшизы «Голодные игры». Но «Пчеловода» надо смотреть не ради тщательной проработки героев, а чтобы увидеть, как суровый киллер выбрасывает визжащего парня в реку, привязав его снаружи к автомобилю на полном ходу.
В общем, вы поняли. Перед нами динамичный, местами ироничный и очень веселый боевик, поставленный хорошим режиссером. Для тех, кто скучал по хрусту челюстей, хлестким фразочкам во время боя и родному лицу Джейсона Стэйтема. Шедевр на все времена? Точно нет. Достойный образец жанра? Однозначно да.