15 октября в широкий российский прокат выходит фильм «Прогулка» Роберта Земекиса («Назад в будущее», «Форрест Гамп»). И это тот случай, когда непонятно — ругать фильм или нет.
Начало 70-х годов прошлого столетия. Молодой канатоходец Филипп Пети, листая журнал в приемной зубного врача, случайно натыкается на изображение почти достроенных Башен-близнецов в Нью-Йорке и влюбляется в них на всю жизнь. Способ признания в любви высоченным зданиям, впрочем, Пети выбирает самый нетривиальный — он задумывает пройти по канату, натянутому между двумя крышами Всемирного Торгового Центра на высоте более 400 метров. Для этой смертельной миссии он собирает команду из нескольких человек, включая возлюбленную и лучшего друга, и на последние деньги отправляется в Нью-Йорк за исполнением собственной мечты.
Что произойдет дальше — можно легко узнать из Википедии или из оскароносного документального фильма «Канатоходец» (или «Человек на канате») семилетней давности. Но развязка покорения Филиппом Пети двух башен — пожалуй, самый неинтересный момент этого сюжета. В картине Роберта Земекиса финалу уделяется минимум времени по понятным причинам — в каждой истории мечты важен не результат, а процесс.
Мэтр голливудского коммерческого кино Земекис в свое время сделал себе имя на невероятных, местами даже сказочных историях. Достаточно вспомнить трилогию «Назад в будущее», черную комедию «Смерть ей к лицу» или одну из главных голливудских сказок всех времен — фильм «Форрест Гамп». Но у Земекиса было одно (возможно, негласное) правило — он практически никогда не экранизировал реальные истории. И впервые столкнувшись с настоящим, а не придуманным в чьей-то голове чудом, режиссер как будто растерялся и не нашел нужных слов, чтобы внятно описать невероятную жизнь Филиппа Пети.
Новый фильм Земекиса поделен на две неравные части. В первой, где впопыхах рассказывается биография канатоходца, все очень плохо. Земекис со скоростью олимпийского спринтера пробегается по всем основным событиям жизни Пети до его подвига, практически нигде толком не останавливаясь. Все это похоже на скомканный сюжет в каком-нибудь блиц-выпуске вечерних новостей. Как только мы начинаем разбираться в происходящем, Земекис переключает сцену.
Такой темп не позволяет ни сопереживать героям, ни толком вникнуть историю их жизни. Все персонажи скучны и схематичны, а ни одна из сюжетных линий — даже любовная — толком не доведена до конца. На фоне этого театра шаблонов единственным более-менее живым героем является наставник Филиппа Пети, сыгранный как всегда обаятельным Беном Кингсли. Впрочем, драматурги Голливуда за всю историю уже так сильно набили руку на таких вот — мудрых старцев, вальсирующих где-то за спинами главных героев (безоговорочный №1 в этом жанре — Майкл Кейн) — персонажах, что и хвалить за это «Прогулку» как-то странно.
Вторая часть «Прогулки» посвящена, собственно, самому трюку и истории взаимоотношения Филиппа Пети и двух башен. После преодоления обязательного, но невероятно скучного биографического вступления у Земекиса и блестящего оператора Дариуша Вольски словно открывается второе дыхание. Взобравшись на 400-метровую высоту, они начинают парить вокруг главных героев с невиданной доселе грацией и вдохновением. Вольски демонстрирует все свои навыки с таким рвением, что нужно предостеречь многих зрителей — местами «Прогулка» может довести до головокружения (подобные случаи уже зафиксированы в США). В какой-то момент оператор решается на беспроигрышный шаг — переключает камеру на вид от первого лица, и мы видим прогулку по канату так, как ее видел сам Пети в 1974 году. Зрелище завораживающее — если у вас есть по соседству IMAX или хотя бы кинотеатр с большущим экраном, то постарайтесь посмотреть «Прогулку» именно там.
Вслед за Вольски просыпается и сам Земекис. Во время эпизодов подготовки и самого трюка на крышах Башен-близнецов режиссер словно вспоминает, что какие-то 20-30 лет назад он снимал самое техничное и захватывающее кино на свете. Земекис убыстряет темп, попутно цитируя самого себя (что неплохо) — например, в одном из эпизодов постановщик близко к тексту переснимает знаменитую сцену с часами из моего любимого «Назад в будущее». И из монотонного, предсказуемого байопика, «Прогулка» моментально превращается (впрочем, ненадолго) в остросюжетную драму.
А в финале опять наступает штиль. И становится окончательно ясно, что «Прогулка» — это не столько захватывающая биография великого человека, сколько еще один, довольно банальный, фильм о преодолении и бесконечной необъяснимой вере в чудо. Чудо, которое может изменить не только человеческую жизнь, но и практически все на свете. Не зря одну из главных ролей в фильме играют Башни-близнецы — монументальное сооружение, шедевр инженерной мысли, который так не любили нью-йоркцы вплоть до воздушного спектакля Филиппа Пети, и полюбили после.
Из-за фатальных неровностей в сюжете и постановке «Прогулку» сложно хвалить и почти невозможно полюбить. Это невыносимо старомодное, инфантильное кино с линейным и очень предсказуемым сценарием и пресными, неинтересными героями. Но с другой стороны — это визуальный аттракцион, который сложно с чем-то сравнить. А еще это фильм, который выполняет очень важную образовательную функцию — именно благодаря ему зрители узнают о жизни и подвиге великого человека («Канатоходца» у нас вряд ли кто-то смотрел) и, возможно, даже на секунду забудут о трагических событиях 11 сентября 2001 года. А этого, согласитесь, уже достаточно, чтобы засунуть все свои занудные претензии куда подальше.