В российский прокат вышел нежный вампирский ромком о первой любви, семейных склоках и буднях кровососов. Подробности о фильме рассказывает наш эксперт по хоррорам Дмитрий Соколов.

Саша — молодая (слегка за 60) вампирша с необычной проблемой: до сих пор не прорезаются клыки, а при виде крови девушку накрывает не дикая жажда голода, но прилив сочувствия. Избыточная эмпатия Саши давно тревожит ее родителей, так что в итоге предки отправляют дочку к бойкой кузине, у которой нет проблем с охотой на людей. Страдая от нехватки живительной крови, Саша знакомится с робким тинейджером Полем, который собирается суициднуться. Познакомившись поближе, парочка находит способ решить свои проблемы: Поль согласен умереть от укуса Саши, если она даст ему выполнить последнее желание. Этот простой план выльется в череду кринжовых ситуаций, неуклюжих признаний и внезапных решений, навсегда изменив жизни двух аутсайдеров.

Дебютный фильм канадской постановщицы Ариан Луи-Сейз премьеровался на Венецианском кинофестивале прошлого года, позже был показан на фестивале в Торонто и получил пачку хвалебных рецензий в прессе. Хотя восторги зачастую выглядят чрезмерными, в целом с зарубежными коллегами можно согласиться: перед нами ироничная и трогательная история взросления, обыгрывающая тему адаптации вампиров в обществе. По акцентировке фильм представляет собой не столько юморной хоррор, сколько черную комедию, где вампиры использованы больше для антуража. Здесь нет каких-то особо ярких сцен или хлестких диалогов, зато есть обаятельные персонажи и выверенная ирония в подаче довольно сложных тем вроде суицида и эватаназии.

Львиная доля обаяния приходится на отношения двух главных персонажей. Сара Монтпети и Феликс Антуан-Бенар отлично смотрятся в образах двух аутсайдеров, каждый из которых не может найти себе места в привычном окружении. Саша выглядит трибьютом эмо-герл из 2007-го: она играет на синтезаторе, слушает пронзительные баллады на виниле и пассивно конфликтует с семьей, которая настойчиво подталкивает девушку к самостоятельной добыче крови. Поль настолько погружен в свои неудачи, что не видит смысла жить дальше, и горит желанием умереть ради благого дела. У Луи-Сейз хватает чувства юмора и такта, чтобы изобразить этих — почти карикатурных — персонажей не только симпатичными, но и правдоподобными.

Сценарий, в свою очередь, грамотно обыгрывает динамику отношений между Сашей и Полем, но не исчерпывается подростковой романтикой. Хотя парочка всегда остается в центре внимания, второстепенные персонажи тут получились забавными и легко узнаваемыми. Лучше всех удалась семья Саши: за счет подбора хорошо знакомых типажей (гиперопекающая мама, отстраненный папа и энерегичная бабуля) вокруг Саши постоянно возникают неловкие ситуации. То приглашенный на день рождения клоун окажется съедобным подарком (а поедать его будут прямо на глазах у девочки, чтобы училась кушать правильно), то сестра приведет домой недоеденного парня, решив оставить его в статусе бойфренда — и так далее.

При этом каких-то кровавых подробностей в фильме нет, зато много милых деталей из повседневной жизни вампиров. Они смотрят «Ночь живых мертвецов», водят детей к врачам (ведь клыки у Саши не прорезаются из-за нервной травмы!), а если охотиться на улицах лень, то кровь пьют прямо из специальных пакетиков, припасенных в холодильнике. О жизни Поля мы знаем меньше, но понимаем, что у парня большие проблемы с задирами в школе, и ему хочется проучить зарвавшихся засранцев. Именно этим он и займется вместе с Сашей перед тем, как она вонзит свои клыки в его нежную шею.

Хотя каких-то искрометных шуток или гомерически смешных сцен тут нет, общая ироничная тональность выдерживается умело, компенсируя безыскусный сюжет и низкий темп событий. За подчеркнуто простой историей считывается важный (пусть и затасканный) месседж о том, что если ты отличаешься от других — это не повод для отчаяния, а стимул искать таких же отщепенцев. Да и взрослеть — не обязательно становиться похожим на родителей. Явная «химия» между центральными персонажами, точная расстановка эмоциональных акцентов и атмосфера легкой меланхолии придают этим тезисам жизненность. Отдельно хочется отметить заключительные сцены, в которых Саша и Поль находят необычный (но вполне гуманный) способ кормиться кровью, не превращаясь в ночных монстров.

Луи-Сейлз сняла один из тех фильмов, в которых ничего особенного не происходит, но которые всегда интересно смотреть. Пусть мы видели похожие истории неоднократно, этот рассказ о печальной вампирше и самоубийце-неудачнике не забудется после финальных титров, хотя бы за счет ощутимого тинейджерского вайба первой любви, ироничных диалогов и главных героев, очаровательных в своей наивности.