С 19 декабря в прокате девятый эпизод «Звездных войн», который ставит сюжетную точку в истории, начатой Джорджем Лукасом еще в 1977 году. Каким получился финал великой космической саги, стоит ли ожидать продолжения истории семьи Скайуокер и удалось ли Джей Джей Абрамсу ответить на все вопросы, которые подвесили два предыдущих эпизода — в нашей рецензии.

Внимание: в тексте есть незначительные спойлеры девятого эпизода, если вы их боитесь — возвращайтесь в статью после просмотра фильма. А пока посмотрите наше видео про историю создания «Новой надежды».

После событий, произошедших на соляной планете Крэйт в финале «Последних джедаев», прошел один год. Пока Кайло Рен пытается совладать с голосами в своей голове и жаждет отыскать останки императора Палпатина, Рей продолжает обучение джедая под почти материнским надзором Леи. Разгром повстанцев в исполнении Первого ордена остается вопросом времени, поэтому Рей все называют не иначе, как последней надеждой человечества. Между тем, ее связь с Реном только усиливается — в диалогах Кайло все настойчивее уговаривает девушку перейти на темную силу и вместе с ним править миром. К тому же, буквально в первой сцене девятого эпизода, он узнает страшный секрет про происхождение Рей — зрителям и самой героине спойлера придется ждать почти до финала.

Disney принято винить во всем, что случилось не только со «Звездными войнами» или богато расшитой мультивселенной Marvel, но и вообще с жанром большого развлекательного кино. Мол, сегодня миром правят франшизы и маркетинговые конструкции, а не искусство, и виновата, в первую очередь, «корпорация Микки Мауса». Это отчасти правда, Disney — действительно лидер рынка высокобюджетного кино, а ее схемы со вселенными и франшизами не пытается скопировать в современном Голливуде только ленивый. Но к своей самой легендарной франшизе, которую компания выкупила у Джорджа Лукаса в уходящем десятилетии, Disney подходит с повышенной аккуратностью и даже неким трепетом. Отменив перед запуском новой трилогии весь расширенный канон, новые хозяева «Звездных войн» очень скрупулезно, по кирпичику начали возводить фасад грандиозной космической сказки.

Получалось не все. Оставим за скобками художественные достоинства и недостатки новых фильмов; гораздо интереснее, как Disney реагировал на мутации вселенной и реакцию публики. Как только спин-офф про Хана Соло собрал меньше предполагаемой суммы, лавочку с второстепенными картинами, объясняющими разные эпизоды в истории вселенной или рассказывающие истории не главных персонажей, поставили на паузу. После смелых ходов Райана Джонсона (и рухнувших кассовых сборов), а также творческих разногласий с Колином Треворроу, который должен был ставить финал новой трилогии, продюсеры быстро провернули самый ожидаемый и предсказуемый реверанс — вернули в режиссерское кресло Джей Джей Абрамса. В вопросах касательно «Звездных войн» корпорация, мягко говоря, держит руку на пульсе. Кажется, что именно такого контроля не хватало франшизе, разросшейся до необъятных размеров во времена правления Джорджа Лукаса.

Но у такой профессиональной хватки есть и обратная сторона. Из-за постоянного страха сделать что-то «неправильно» уход от обезжиренной формулы «только бы не сломать» стал почти невозможен. Можно как угодно относиться к «Последним джедаям», но Райан Джонсон, оказавшись внутри культовой вселенной, не побоялся чуток перетрясти правила игры — насколько ему дали продюсеры. В трилогии появились сомневающийся в своих идеалах Люк, непотребно ведущий себя Кайло Рен, изменилась природа силы как таковой, появились детали, дополняющие (и меняющие) привычный с детства ландшафт. Что было дальше, все знают: одни фанаты Джонсона заругали за сценарные провисания (сцена в казино, странная «любовная» линия Финна и Роуз), другие — за творческую смелость (такой Люк — не канон!), третьи — за глупости и ляпы. Многие всерьез предъявляли «Последним джедаям» за падающие бомбы в космосе, но это такая же несусветная глупость, как ругать «Звездные войны» за звуки сражений в космосе.

Такое обстоятельное вступление необходимо, чтобы в деталях представить, в каком настроении и состоянии подошла компания Disney со «Звездными войнами» к финалу новой трилогии. Боссы студии решили не играть с огнем и снова призвали на помощь Джей Джей Абрамса — талантливого и самого прилежного на свете режиссера, любимца всех продюсеров. Несмотря на заявление Абрамса, что смелость Джонсона помогла развязать ему руки на съемках финала, в финале трилогии гораздо меньше неожиданностей, чем в двух первых эпизодах. Что логично: за два с половиной часа (в первой половине — откровенно впопыхах) Абрамс и сценаристы пытаются закрыть все главные вопросы, обозначенные в предыдущих выпусках, а заодно как можно наряднее обставить окончание начатой более 40 лет назад саги. 

Получилось? У меня до сих пор нет четкого ответа.

С одной стороны,  «Скайуокер. Восход» обставлен по всем канонам современного большого блокбастера — с дорогими спецэффектами, сложной боевой хореографией, любимыми героями и богатой географией перемещения. С другой — как и многие фильмы Абрамса, этот не вызывает у меня вообще никакой эмпатии. А худшее, что может случиться со «Звездными войнами», как мне кажется — это их превращение в «блокбастер для галочки». После просмотра «Восхода» нет ощущения праздника или величественного финала (как было даже после просмотра, на мой взгляд, далекой от совершенства «Мести ситхов»). Есть лишь понимание: хорошо, что все закончилось.

Возможно, ошибка Абрамса была в том, что он слишком много захотел уместить в одном фильме. От этого есть стойкое ощущение, что буквально в каждом эпизоде фильма недостает одной-двух сцен, чтобы сюжетные и смысловые конструкции начали работать. Особенно это заметно в первой половине картины, когда Абрамс слишком увлекается экспозицией и расстановкой акцентов для финала. Погоня Кайло Рена за Рей происходит в формате «галопом по планетам», а единственный персонаж, который действительно раскрывается по-новому в этих сценах — это, собственно, Рей. Она превращается из иконки, на которую молятся во всех уголках вселенной, в настоящего человека с моральными принципами и осязаемым характером. Эта трансформация и вообще фокус на превращении главного героя из молодого идеалиста в сложную персону, балансирующую на грани добра и зла — один из излюбленных приемов в мифологии «Звездных войн». Поэтому ничего удивительного, что в финале «Восхода» мы получаем новую Рей — это вполне в духе саги.

Наверное, главным достижением Абрамса и его фильма является то, что он вернул в «Звездные войны» любовь.

Вместе с постоянной оглядкой на семейные ценности, джедаями и ситхами, боями на мечах и космическими баталиями, именно любовь была одним из краеугольных камней в основании вселенной. Вытравленная из двух предыдущих эпизодов, здесь она возвращается — в первую очередь, как символ нового мира, новой надежды на будущее. Как и многому в «Восходе», этой линии не хватает стройности и грации, но, скажу честно, она скрашивает по-звездновойновски опереточный финал с участием Плохих и Хороших.

Но кроме этого в фильме происходит много странного. Главные герои так быстро перемещаются из одного места в другое, что глазу не за что зацепиться. «Звездные войны» в своих лучших проявлениях были не только эталонной космической сказкой, но и своеобразным гидом по этой фантастической вселенной. Авторы каждого нового фильма выдумывали новые планеты, события или героев, которые могли заметно разнообразить привычные приключения персонажей. В «Восходе» этого почти нет: да, герои посетят какой-то большой праздник на одной из пустынных планет, который похож на смесь Burning Man и Всемирного фестиваля молодежи и студентов; да, в картине появляется новый — куда менее обаятельный, чем BB-8, к слову — дроид, похожий на настольную лампу, к которой приделали колесо; да, в фильме есть несколько действительно впечатляющих боев в живописных декорациях. Но в целом это не производит такого впечатления, как одна планета Крэйт из «Последних джедаев», не говоря о том, какой эффект давали локации из старых фильмов. 

Не так давно многие ругали «Ирландца» Скорсезе за почтительный хронометраж, но кажется, что «Восходу» он бы как раз пошел на пользу. Есть стойкое ощущение, что Абрамсу просто не хватило экранного времени на все, что он задумал. Это сильно заметно по персонажам. Если Рей отведено главное место в фильме, а Кайло Рен идет с ней как бы в связке (почему — узнаете), то про остальных героев сказано намного меньше. По так и остается новой и менее выразительно версией Хана Соло — безрассудным, но отважным пилотом, у которого в «Восходе» вскрывается мутное прошлое.

Участие Финна в этих приключениях и его предназначение в трилогии так и осталось загадкой.

Была надежда, что к финалу его герой трансформируется из «того самого штурмовика, который пошел против системы» в принципиального нового героя, но нет. Единственная интрига, связанная с Финном в «Восходе», так и не раскрывается — подробнее говорить ничего не буду, но просто обратите внимание на его отношения с Рей. А старички из оригинальной трилогии — Лея, Люк и Хан — с одной стороны, получают новые подробности биографии (внимание на Лею, в первую очередь), но в целом к финалу фильма — опять же, по канону — становятся добрыми духами, сопровождающими главных героев в будущее, как когда-то их родители и наставники. Кажется, что Абрамс так сознательно подтрунивает над фанатами, которые отчетливо живут прошлым, но всерьез поднимать эту тему совсем не хочется.

«Восход», как и все остальные выпуски «Звездных войн», оставляет особенно въедливым зрителям широченное поле для обсуждений деталей сюжета, характеров и мотивации персонажей. Скажем прямо, здесь есть к чему прицепиться. Кодовые слова: время, флот, монтаж, Кайло Рен. С другой стороны, «Звездные войны» никогда и не славились аккуратностью в деталях, так что к хейту в соцсетях, многостраничных разборам по фактике и прочей ерунде я бы относился спокойнее и как к чему-то само собой разумеющемуся. Такое отношение к франшизе было всегда; почитайте критику и на оригинальную трилогию, и особенно — на трилогию приквелов.

«Восход» — это большое и по-голливудски выверенное — и в плохом, и в хорошем смысле — шумное кино в любимой и знакомой вселенной. У меня к нему есть много претензий, но совершенно очевидно, что это не худшее завершение саги. Фатальная проблема фильма в том, что в этом виде, несмотря на серьезные лица, надрыв и спойлеры, он не вызывает почти никаких эмоций и проигрывает в этом соревновании предыдущим эпизодам трилогии. «Пробуждение силы» давило на ностальгию, «Последние джедаи» брали смелостью — их было интересно обсуждать, ругаться и спорить. «Восход» же не вызывает никакого желания даже о нем говорить. Абрамс остается замечательным режиссером, например, для старта какой-то большой франшизы. Он неплохо реанимировал «Стар Трек» — да и «Звездные войны» тоже. Он прекрасно расставляет фигуры на доске, обрисовывает правила обновленной вселенной, работает над визуальным стилем. Но не эти качества нужны для финала такой большой истории. Для впечатляющего эндшпиля Абрамсу не хватает ни фантазии, ни смелости, ни банальной режиссерской грации, чтобы не просто связать все ниточки в один узелок, но и обставить это с соответствующим масштабом и изяществом. С другой стороны, я не хочу вас отговаривать от похода в кино. Несмотря на все проблемы, это, черт возьми, «Звездные войны». Да, ощущения праздника в этот раз значительно слабее, чем прежде, но и до похорон — тоже далеко.