В пятницу, шестого июля, журнал The Hollywood Reporter сообщил о смерти американского художника и писателя Стива Дитко. Многим он запомнился историческими номерами комикса The Amazing Spider-Man, но помимо этого Дитко работал и над другими известными героями, такими как Синий Жук и Доктор Стрэндж. Мы вспоминаем, какой след он оставил в истории, и почему для многих до сих пор остается культовой фигурой.
Служба в послевоенной Германии
Стив Дитко родился в 1927 году в Пенсильвании в словацкой семье. Его отец работал на сталелитейном заводе, а мать присматривала за домом и детьми. С самого детства Стив был одержим комиксами, сперва коротенькими карикатурами в газетах, а затем более серьезными, в особенности Бэтменом, который в начале 40-х едва появился на страницах изданий.
Он настолько влюбился в этого персонажа, что мама сшила для него аутентичный костюм, в котором он рассекал по округе вместе с другом, переодевшимся Робином. Позже художник, участвовавший в создании «настоящих» Робина и Джокера, — Джерри Робинсон — стал учителем Стива. Интересно, что человек, стоявший у истоков Бэтмена, выучил преемника, который позже создаст Человека-Паука — главного соперника Темного рыцаря в глазах многих детей.
Окончив школу в 1945 году, Стив отплыл в послевоенную Германию. Там он служил в полицейских отрядах, рисуя иллюстрации к армейским газетам. Это поприще его мало радовало, поэтому, получив отставку, он с радостью вернулся домой, где твердо решил рисовать комиксы.
Стив Дитко положил начало «Методу Marvel»
Профессиональная карьера художника началась в 1953 году. Он брался за отрисовку фона, учился у авторов Капитана Америки и иллюстрировал комиксы про вампиров. В 55-м он присоединился к изданию Atlas Comics, которое затем переименуется в Marvel Comics. Там он и познакомился со Стэном Ли.
Thank you, Steve. Rest in peace. pic.twitter.com/sDCYlciRxh
— Marvel Entertainment (@Marvel) 8 июля 2018 г.
Его сотрудничество с великим фантазером подарило миру не только одного из самых колоритных супергероев, но и новый метод создания комиксов. До этого сценарист разбивал страницу на части и подробно описывал действие каждого фрагмента. Художник рисовал изображения, следуя изложенным инструкциям. Ли и Дитко изменили это устоявшееся представление о сотрудничестве навсегда.
Отныне писатель обозначал художнику синопсис, а тот самостоятельно проводил раскадровку и рисовал картины на свое усмотрение, оставляя пустые поля для диалогов. Сам Стив так описывал работу: «Стэн никогда не знал, что он получит, пока Сол Бродский (менеджер — прим. ред.) не забирал у меня материал». Такой способ работы стали называть «Методом Marvel».
Создание Человека-Паука
Идея персонажа появилась у Стэна Ли, который хотел сделать героем обычного подростка. С таким заданием он обратился к иллюстратору Джеку Кирби, но его концепт совершенно не устроил писателя. Более того, Ли «возненавидел» его, сказав, что в представлении Кирби Паук вышел «слишком героическим». Тогда он связался со Стивом, который и нарисовал узнаваемый образ. Впоследствии Стив поделился впечатлениями от рисунков Кирби:
«Те страницы, что показал мне Стэн не имели ничего общего с героем, который вышел в итоге. Строго говоря, его изображения были только на двух страницах: первой и последней, где парень выстреливал в читателя паутиной из пистолета».
По словам Дитко, он сразу знал, каким выйдет персонаж. «У него не будет тяжелых ботинок — говорил он, — и этого пистолета с кобурой, вместо них — метатели паутины на запястьях. Я не был уверен, понравится ли Стэну идея с маской, но герой должен был скрывать мальчишеское лицо».
Thank you #SteveDitko for co-creating my all-time favorite Marvel superhero. May you have a peaceful journey. pic.twitter.com/clmkwmF7KB
— Michael Gutierrez (@Blacksparrow86) 6 июля 2018 г.
После смерти художника многие фанаты выложили обложку 33 номера The Amazing Spider-Man, где Человек-Паук погребен под громоздкой машиной, с которой на него льется вода. Именно Стив Дитко придумал арку, в которой герой, чувствуя вину перед дядей Беном и ответственность перед тетей Мэй, высвобождается из-под тяжелого груза. По мнению многих фанатов, эта сцена до сих пор остается одной из самых драматичных в серии.
Стив Дитко одновременно сотрудничал и с DC Comics, и с Marvel
Хотя Стив и работал вместе со Стэном Ли над Человеком-Пауком и Доктором Стрэнджем, они не были друзьями. Когда в 1966 году Стив ушел из Marvel, никто не знал о причинах его ухода, в том числе и ближайший коллега. Тогда Дитко устроился в небольшое издание Charlton, где трудился над Синим Жуком, Капитаном Атомом и Вопросом — героями, в итоге доставшимися DC, но сам Стив присоединился к издательству только в 1968 году.
Had to draw one of his tonight:
Starman, designed by #SteveDitkopic.twitter.com/LUNcWXHayU— Patch Zircher (@PatrickZircher) 7 июля 2018 г.
Коллеги хвалили его творчество, а писатель Пол Левитц, ставший в 2002-м президентом компании, сказал, что «работы Дитко не походили ни на что из вселенной DC на тот момент». Художник придумал нового персонажа, названного Creeper — бывшего шоумена, получившего способности от доктора Винсента Яца. Этот дебют не завоевал той популярности, какая была у Человека-Паука или Доктора Стрэнджа. Спустя год Стив покинул DC и занялся фрилансом, рисуя для разных изданий, в том числе и для двух конкурирующих нанимателей.
Из-под его кисти вышел супергерой, основанный на объективизме Айн Рэнд
В конце 60-х Стив Дитко увлекся произведениями американской писательницы Айн Рэнд. Он разделял ее философию объективизма, которую она пропагандировала в своих книгах. Ее взгляды и послужили основой для авторского супергероя Дитко — Мистера А (Mr. A). Его историю и образ он придумал и нарисовал самостоятельно.
Мистер А — газетный репортер, известный своими непреклонными принципами. Он верит в их абсолютную бескомпромиссность и готов защищать грубой силой. Его костюм напоминает наряды эпохи нуара: подвязанный поясом плащ и шляпа с полями. Помимо этого, герой надевает металлические перчатки и стальную маску, которая отображает непоколебимое и хладнокровное лицо — символ его объективности и свободы от эмоций.
Хотя персонаж мало кому понравился, писатель Алан Мур признавался, что вдохновлялся им, создавая Роршаха из «Хранителей».
Condolences to the #SteveDitko family and a huge thank you to the amazing gifts you left behind. pic.twitter.com/DNKyp58hVH
— Paul Briggs (@_paul_briggs_) 8 июля 2018 г.
Rest in Peace, Sir. Thank you so much for creating our favorite characters and inspiring us always. Thank you. 💙#rip#steveditko#RIPSteveDitko#marvel#marvelcomics#thankyou#spiderman#doctorstrangepic.twitter.com/FinTGC3TXq
— Raichu.Copper (@raichucopper) 8 июля 2018 г.
One of my favorite #SteveDitko jobs, Tomb of Dracula magazine #2. pic.twitter.com/HtO1GMetXi
— Robert Hack (@Robert_Hack) 7 июля 2018 г.
R.I.P #SteveDitko. The man behind the best superhero design to date. You will be remembered. ALWAYS. From true fans around the globe, old and new. Goodbye sir. Excelsior pic.twitter.com/ujTHyC085v
— Mikael Khan Leite (@MikaelArachnid) 7 июля 2018 г.
RIP #SteveDitko. Thank you for letting us be ourselves. pic.twitter.com/dTDLpGKfRy
— Dr Adam Rutherford (@AdamRutherford) 7 июля 2018 г.
Намного подробнее биографию художника описал Блейк Белл в книге Strange and Stranger: The World of Steve Ditko. Помимо описания жизненного пути, она содержит множество иллюстраций из комиксов XX века.