Вокруг одной из песен из саундтрека «Джокера» — той, под которую герой Феникса спускается по лестнице — не так давно был скандал: выяснилось, что ее автор Гари Глиттер отбывает срок за педофилию и при этом якобы будет получать с песни роялти (на самом деле — не будет). Но это не единственная интересная история про саундтрек «Джокера».
Одна из самых пронзительных песен в фильме играет, когда Артура увольняют с работы клоуном — это My Name is Carnival Джексона Си Фрэнк. Потом еще Артур вспомнит ее на приеме у соцработника («Забавно, ведь это мое сценическое имя — Карнавал»). Это не первое появление музыки Фрэнка в фильмах — например, та же песня играет в «Голгофе» Макдонаха, а еще нередко используют его же блюзовый стандарт Blues Run The Game. Фрэнк — насколько легендарная, настолько и трагическая личность для истории музыки. Он записал всего один альбом, который не принес ему денег, а слава тогда словно обошла его стороной — и десять лет назад умер, забытый практически всеми.
Первое знаковое событие в жизни Фрэнка произошло в марте 1954 года, когда ему было 11. В школе, где он учился, взорвалась котельная.
В огне погибло 15 его одноклассников, включая тогдашнюю любовь Марлин Дю Пон, о которой он потом напишет песню. Фрэнк выжил, но обгорел на 50% и дальнейшем имел проблемы со здоровьем.
Когда он лежал в больнице, учитель музыки подарил ему гитару. Фрэнк был большим фанатом Элвиса, и через три года после пожара даже с ним встретился: тот специально устроил в своем доме встречу с выжившими в той трагедии.
В 21 год пожар снова о себе напомнил, но на удивление в хорошем смысле. Фрэнку выплатили страховку, почти целое состояние — 110 тысяч долларов. С учетом инфляции сейчас эта сумма превышала бы 800 тысяч. Фрэнк решил путешествовать и отправился на пароходе в Англию.
В Англии 60-х Фрэнк познакомился с местной фолк-сценой и еще одним американцем — Полом Саймоном, который приехал туда уже состоявшимся артистом. В 65-м при поддержке Саймона, Арта Гарфанкела и шотландского фолк-музыканта Эла Стюарта Фрэнк записал свой первый и единственный альбом. На всю запись ушло несколько часов, главным условием Фрэнка было, чтобы на него никто не смотрел — чтобы он сосредоточился, его закрыли специальными шторками.
Музыканты во главе с Саймоном восхищались талантами Фрэнка, а его Blues Run The Game сразу стала блюзовым стандартом и вошла в историю, но оглушительного успеха не последовало.
Альбом не очень хорошо продавался, а у Фрэнка кончалось выплаченное ему страховой состояние. Тогда он вернулся в Америку, побыл там несколько лет, а затем снова приехал в Англию. Но уже другим человеком: Эл Стюарт вспоминал, что тот растерял весь свой шарм и приобрел слишком грубую и импульсивную манеру игры на гитаре. «Не помню ни одного слова из тех песен, они просто не работали. Кто-то сказал, что ему надо обратиться к психологу». Советовали не просто так: психика Фрэнка пошатнулась еще после того пожара а 11 лет, и со временем проблемы дали о себе знать.
Опять вернувшись в Америку (а жил он, кстати, в Вудстоке), Фрэнк женился на бывшей модели Элэйн Седжвик. У них родилось два ребенка. Однако младший спустя некоторое время скончался от генетического заболевания — муковисцидоза, что стало причиной еще более сильного психического расстройства Фрэнка. Он загремел в лечебницу, развелся с женой; та запретила ему общаться с единственным оставшимся ребенком.
В конце 70-х о Фрэнке вспомнили в Англии — переиздали его альбом и написали несколько заметок в газетах. Но особого эффекта на его состояние это не возымело, и депрессия Фрэнка продолжала прогрессировать. Он поселился с родителями в городке Эльма, штат Нью-Йорк.
В 1984 году Фрэнк исчез. Его мать лежала в больнице после операции на сердце, а когда вернулась, не обнаружила его дома. Оказалось, что он отправился в Нью-Йорк на поиски Пола Саймона: Фрэнк был уверен, что тот должен ему денег за авторские права на его песни. Но Саймона найти не удалось. Фрэнк не стал возвращаться домой, остался бомжевать в Нью-Йорке и попал под прицел социальных служб. В психиатрической лечебнице, куда его определили, поставили диагноз: «параноидальная шизофрения». Надолго он там не задержался: в Америке полным ходом шел процесс деинституциализации психиатрии, лечебницы закрывались одна за другой; Фрэнк снова оказался на улице. В 90-е годы его случайно, через знакомых, нашел старый фанат из Вудстока, Фрэнк Эббот. Тот явно хлебнул горя за это время.
В «Джокере» есть сцена, где работающего клоуном Флека избивают в подворотне подростки. Фрэнк тоже столкнулся с необъяснимой детской жестокостью.
Какая-то шпана в Квинсе выстрелила ему в голову из пневматики, лишив глаза. Эббот помог Фрэнку вернуться в Вудсток и кое-как обустроиться. Тот начал писать материал для второго альбома; первую пластинку выпустили на CD; всплыли ранее неизданные демо-записи. Но их издадут позже, уже после смерти Фрэнка. Но второй альбом он так и не допишет и умрет от пневмонии в марте 1999 года. Забытый если не всеми, то большинством.
Нельзя сказать, что после смерти Фрэнка тут же настигла слава. И при жизни каверы на его песни делали Simon & Garfunkel, что уже само по себе признание. Но со временем он становится все известнее. Blues Run The Game, My Name is Carnival и другие его песни используют в саундтреках и делают на них каверы; его сэмплировал рэпер Nas. Энтузиасты снимают про него документальный фильм, собрав на него скромные 11 000 долларов на Kickstarter: кажется, его производство затягивается, но в случае с Фрэнком спешить уже особо некуда.