22 июля исполнилось 66 лет Уиллему Дефо — одному из самых эксцентричных и талантливых актеров за всю историю кино. Он настолько убедительно отыгрывает всевозможных психов, помешанных, маньяков, убийц и просто странных личностей, что многие убеждены — он такой и в жизни. Но это неправда, Уиллем Дефо — прекрасный и совершенно адекватный человек, просто нашел свой талант на стезе безумия. Хотя в одном интервью 2018 года он заявил, что его любимое хобби — стирать одежду руками.

В честь круглой даты вспомнили наши любимые роли Дефо. По странному совпадению они же оказались его самыми безумными.

«Маяк». 2019
Фильм, где Уиллем Дефо пердит и пьет самогон 

Уиллем Дефо в жизни — настоящий джентльмен с безупречными манерами и очень даже располагающей улыбкой. Однако в «Маяке» он перевоплотился в совершенно неожиданный для него образ и сыграл ворчливого, бородатого, в буквальном смысле пердящего деда. И старикан у него получился очень реалистичный. Дефо в «Маяке» из тех дедов, которые будут задорно смеяться за кружкой самогона, травить байки и шутить сальные шутейки, но могут буквально за секунду разозлиться из-за какой-нибудь чепухи и немедленно двинуть этой кружкой тебе по лбу. В то же время этот дед явно видел некоторое дерьмо и что-то знает о творящейся вокруг хтони.

Роль Дефо в «Маяке» выдающаяся безо всякой иронии. Это разговорный фильм, он целиком держится на монологах героев и диалогах между Дефо и Паттинсоном. Вытянуть такую картинку, сохраняя при этом интерес, интригу и тревожность, могут только настоящие актеры. 

Денис Майоров

«Святые из Бундока». 1999
Фильм, где Уиллем Дефо играет эксцентричного, но обаятельного детектива

В 90-х Дефо уже был виднейшим актером, который сыграл Иисуса Христа и даже претендовал на роль Джокера в бертоновском Бэтмене. Но им стал Николсон, а Дефо посвятил себя ролям второго плана. Одной из самых ярких была в фильме «Святые из Бундока», взаправду культовом — в свое время его посчитали недостойным широкого проката. В нем Дефо играет агента ФБР нетрадиционной ориентации, максимально обаятельного в работе и общении с менее смышлеными коллегами из полиции.  Вместе с Ридусом, Фленери и еще несколькими яркими актерами Дефо составил крутое трио положительных героев — и в результате запомнился не хуже собственно «Святых».

Стас Ломакин

«Тень Вампира». 2000
Фильм, где Уиллем Дефо отгрызает голову летучей мыши

Вышедший в 1922 году фильм ужасов «Носферату: симфония ужаса» уже давно стал легендой. Снимавший его Фридрих Мурнау, кажется, знал, что его творение изменит историю кино и вложил в него невероятное количество энергии и новаторских приемов. Настолько, что даже прошел слух: режиссер нанял на роль графа Орлока настоящего древнего вампира. Собственно говоря, на этом допущении и строится весь фильм «Тень вампира» 2000 года с Джоном Малковичем и Уиллемом Дефо.

Этот фильм — тот редкий случай, когда кому-то удалось затмить Малковича в его безумии на экране. Дефо здесь просто нечеловечески пугающ. Он играет носферату настолько правдоподобно, что иногда становится захватывающе жутко, почти тошнотворно. Например, здесь есть момент, когда его герой на глазах у членов съемочной группы ловит летучую мышь, вгрызается в ее шею и жадно пьет кровь. Его «коллеги» видят в этом признак гениальности: якобы этот «актер» настолько преуспел в системе Станиславского, что начал вести себя как настоящий упырь (но мы-то знаем). В целом, фильм не блистателен, даже как псевдоисторическое кино, но его здорово тащат моменты с Дефо и Малковичем (особенно, когда они вместе). Это — один из самых поразительных дуэтов в кино: два типа, которые вызывают у меня наибольшее восхищение пополам с дискомфортом, на одном экране. Еще бы Николаса Кейджа добавить — и цены бы не было.

Владимир Бровин

«Антихрист». 2009
Фильм, где фон Триер заставляет Уиллема Дефо невероятно страдать

По воле фон Триера герой Дефо в «Антихристе» — мужчина в невероятно тяжелой ситуации. Погибает единственный ребенок, жена едет головой со страшной скоростью, да и он сам, кажется, одержим странными видениями. Большую часть фильма на долю Дефо выпадают страдания — и он блестяще с ними справляется. С болью и восхищением смотришь на изможденное и недоумевающее лицо человека, которого героиня Шарлотты Генсбур достает буквально из под земли, как бы он не прятался, а в конечном итоге прикручивает к его ноге точильный круг.

Стас Ломакин

«Дикие сердцем». 1990
Фильм, где Уиллем Дефо достиг полного безумия

Следует признать, что Уиллем Дефо — не самый красивый мужчина в мире. Эти его жуткие скулы, демоническая улыбка отлично играют на персонажа, если Дефо появляется на экране в роли какого-нибудь Зеленого Гоблина, но сильно мешают, когда актер перевоплощается в положительного героя. Тем не менее, Уиллем Дефо — невероятный талант, который давным-давно научился правильно расставлять драматические акценты во время игры, так что он практически никогда не перебарщивает с мимикой, если такая задача специально не ставится режиссером — без нужды пугать зрителя гримасами Дефо не стремится.   

Из этого игра Уиллема Дефо получается чрезвычайно взвешенной, будто актер осознанно выбирает тот или иной режим для роли — обаятельный романтик, жестокий рубака, неуверенный в себе флегматик — и каждый раз пластичность его лица великолепно работает на образ. И вот именно поэтому роль Бобби Перу в фильме Девида Линча «Дикие сердцем» видится мне одной из самых интересных и поехавших в карьере Уиллема Дефо.  

Во-первых, Бобби Перу — это съехавший с катушек, практически мультяшный псих, который ведет себя соответственно. Во-вторых, Линч приделал ему мерзотнейшие усы и искусственную челюсть с полусточенными, гнилыми зубами, что придает ему почти демонический вид. В-третьих — словно вишенка на торте — в какой-то момент у Бобби Перу появляется чулок на голове, и тут хоть святых выноси — настолько жуткая у него становится рожа. 

Но главное — Уиллем Дефо при всем этом и не пытается хоть как-то «притушить» свою игру, дабы персонаж не выглядел слишком уж карикатурно. Наоборот, он корчит рожи и орет настолько неистово, что случайным это быть никак не может — он реально выжимает по максимуму из возможностей своего лица. Сцена, когда Перу домогается до Лоры Дерн, постепенно приближаясь к ее кукольному личику своей ужасной харей, вообще с детства отложилась у меня где-то на подкорке — до сих пор считаю ее одной из самых страшных в кинематографе.

Владимир Самойлов

Уиллем Дефо