Ровно 50 лет назад Black Sabbath выпустили свой третий альбом — Master of Reality. Писался он в самом начале 1971 года, когда в США еще даже не вышла предыдущая работа банды — Paranoid. Диск закрыл неофициальную «первую эпоху» в истории группы, и на тот момент это была самая экспериментальная пластинка Black Sabbath. По случаю юбилея вспоминаем, как записывали этот альбом: тем более, что кое-кто тогда был так обдолбан, что почти ничего не помнит.
Оззи Осборн почти не помнит, как записывался альбом. Именно тогда он подсел на тяжелые наркотики
Автобиография Оззи Осборна — мощный источник безумных историй о ранних годах Black Sabbath. Но о временах записи Master of Reality Осборну сказать нечего — он честно признается, что тот период почти не помнит. И тому есть веская причина — Оззи в то время начал употреблять тяжелые наркотики, чего раньше не делал.
Зато он помнит, как все началось. Он с Black Sabbath был на гастролях в США. В начале 1971 года они выступали в Денвере вместе с группой Mountain — гитарист и вокалист этой банды — Лесли Уэст — и предложил Оззи «попробовать дорожку». Осенью того же года примеру Оззи последовал Тони Айомми. Единственное, в чем Осборн уверен касательно того периода, так это в том, что Children of the Grave — самая крутая песня группы.
«После этого мир стал довольно размытым. Я почти никогда не знал, какой сейчас день» — Оззи Осборн, вокалист Black Sabbath
Альбом открывается «вокальной партией» гитариста Тони Айомми в песне про траву
Первый трек называется Sweet Leaf — «Сладкий лист», посвящен он курению всякого. Сама песня при этом начинается с зацикленного кашля — а принадлежит он Тони Айомми. Дело в том, что во время записи акустической партии для одной из песен диска Оззи притащил на студию огромный косяк и настойчиво предлагал его Айомми. Он сначала отпирался, но в итоге все же согласился. Сам Тони в шутку называет этот момент своей величайшей вокальной записью. Ну а барабанщик группы Билл Уорд подтверждает, что во время записи трека накурены были абсолютно все музыканты.
«Меня адски торкнуло. Я чуть мозг тогда не выкашлял» — Тони Айомми, гитарист Black Sabbath
В некоторых песнях альбома группа понизила строй гитар и случайно изобрела стонер-метал
Треки Children Of The Grave, Lord Of This World и Into The Void сыграны на полтора тона ниже обычного. Идею предложил Тони Айомми, чтобы добавить звуку объема и сделать гитару более «жирной» — с ним согласился и басист Гизер Батлер, который тоже перестроил свой инструмент.
Спустя годы многие склоняются к тому, что звучание этих песен получилось максимально близким к тому, что сегодня называют стонер-металом — раскатистый звук, пониженный строй и медленный темп. Впрочем, Оззи утверждает, что Тони тогда понизил строй, чтобы эти песни было просто легче играть. Но одно другое не исключает. Пресса в начале семидесятых, к слову, идею группы не оценила и преимущественно критиковала новый звук за излишнюю тяжесть и грязь — для массового признания такого направления пришлось подождать до 90-х, гранжа и ню-метала.
«У большинства команд в те времена были ритм-гитарист и клавишник, а у нас только гитара, бас и ударные, так что мы попытались сделать их настолько жирными, насколько это возможно. Понижение строя, казалось, придает звучанию глубины. Думаю, я первым такое сделал» — Тони Айомми, гитарист Black Sabbath
Предыдущие альбомы группа записывала буквально за два дня — а на Masters of Reality было целых две недели. Поэтому музыканты пустились в эксперименты
Пониженный строй — лишь один из примеров. Так, группа активнее использовала дилей на вокале Оззи и решилась записать откровенно лирическую песню о любви — Solitude. И в ней же Тони Айомми сыграл партию на флейте (которую до сих пор хранит) и пианино. Кроме того Айомми включил в композиции больше приемов из классической гитарной школы, и на этом же диске прозвучала первая полностью акустическая композиция группы — Orchid.
Все это было важно еще и потому, что в процессе Тони Айомми так вник в тему звукозаписи, что на следующем диске отказался от услуг бессменного продюсера Роджера Бейна и руководил записью сам. Да и в целом именно с этого момента Black Sabbath начали более основательно, даже с некоторой долей перфекционизма подходить к записи альбомов. Айомми считает это сразу и плюсом, и минусом.
«Тогда мне казалось, что звук мог быть получше. Это одна из проблем, когда ты музыкант: тебе хочется, чтобы все делалось определенным образом, поэтому тяжело доверять это другим людям. Когда процесс переходит под ведомство кого-то еще, у тебя уже нет контроля, и когда ты слышишь результат, он не сходится с твоими ожиданиями. Вот почему я все больше вникал в технологию записи после первых альбомов» — Тони Айомми, гитарист Black Sabbath
Самой спорной песней оказалась After Forever, а самой сложной — Into the Void, хотя в целом альбом писался гладко
After Forever вызвало недовольство фанатов из-за своей религиозной тематики — как бы не воевали Black Sabbath со своим имиджем сатанистов, но некоторые поклонники все еще были убеждены в «адской» природе своих кумиров. А вот общественность зацепилась на провокационную строчку: «Would you like to see Pope on the end of a rope» — «Хотелось бы тебе увидеть священника на конце веревки».
Ну а сложность Into the Void связана с Оззи Осборном. Песня начинается очень медленно, но когда Оззи вступает со своим вокалом, ритм сильно ускоряется. Осборну нужно было быстро пропеть написанные Гизером Батлером слова — практически зачитать: «Rocket engines burning fuel so fast, up into the night sky they blast». И у певца с этим были явные проблемы. На самом деле ситуация была не критической, просто остальные участники банды откровенно угорали с попыток Оззи и того, как он бесился в процессе.
«Ракетные утипутипу, что за мать твою, не могу я это петь!» — Оззи Осборн, вокалист Black Sabbath
Альбом Master of Reality — это настоящее «завершение эпохи»
По целому ряду причин. Во-первых, у группы появились деньги. До этого момента музыканты и так не бедствовали, но они не видели средств на своих счетах. Все происходило медленно и если кому-то хотелось купить дом или «Роллс Ройс» — нужно было звонить менеджменту и договариваться.
Но что еще важнее — группа изменила свой подход к работе. В 1972 году музыканты отправились в очередной мировой тур с новым альбомом, после которого все почувствовали сильную усталость и опустошение. Группа впервые взяла отпуск, а не сорвалась в студию, чтобы записать следующую пластинку. Это привело к тому, что последующие альбомы писались еще более выверенно, чем Master of Reality, да еще и под руководством лично Тони Айомми. И это положительно сказалось на качестве и сложности нового материала.
«Группа начала очень сильно уставать. Мы постоянно гастролировали, год за годом, постоянно гастролировали и записывались. Я думаю, что Master of Reality был своего рода концом эпохи первых трех альбомов, и мы решили не торопиться со следующим диском» — Билл Уорд, барабанщик Black Sabbath
Оргии, пицца и драка со скинхедами: 50 лет альбому Black Sabbath — Paranoid
Концерт перед сумасшедшими и сгоревшие штаны: 50 лет дебютнику Black Sabbath