Дэнни Эльфман начинал как арт-директор группы The Mystic Knights of the Oingo Boingo в начале 70-х, а затем стал ее же вокалистом, когда название банды сократилось просто до Oingo Boingo. Отличная была группа, но сегодня Эльфман известен нам как великий кинокомпозитор. Еще в середине 80-х он нырнул в сочинение музыки для кино — и с тех пор написал сотни культовых тем. Рассказываем о самых известных.

«Симпсоны» (1989) — самая известная работа Эльфмана. И самая простая

Открывающая песня из «Симпсонов» — главное творение в карьере Дэнни Эльфмана; эту мелодию знают абсолютно все. Эльфман шутил, что не удивится, если на его надгробной плите выбьют: «Написал музыку для “Симпсонов”». 

Сам композитор называет эту тему самой простой вещью, которую он когда-либо сочинял. На первый набросок композиции ушли считанные минуты. Эльфман приехал на встречу с Мэттом Грёйнингом, посмотрел на первые скетчи опенинга «Симпсонов» и уже по пути домой, за рулем, набросал основу прямо у себя в голове. Затем Дэнни немедленно выдвинулся в студию. В течение следующих нескольких часов он завершил композицию, записал ее на кассету и отправил Грёйнингу — тот был в восторге. Не было абсолютно никаких предложений и исправлений. Забавно, что до этого Эльфман с Грёйнингом уже «пересекался» — Мэтт, еще будучи музыкальным критиком, разгромил группу Дэнни Oingo Boingo в своей статье.

Сам Эльфман признается, что в успех «Симпсонов» не верил и не думал, что они будут идти дольше одного сезона. Так что написать вступление он согласился просто веселья ради, не ожидая, что широкая публика услышит эту музыку. Однако теперь он признает поворотность того момента и наслаждается ироничностью ситуации. 

«Если тебе нужно что-то современное, это не ко мне. А если подойдет что-то безумное, в стиле неснятого мультика Ханны-Барберы, то я — правильный выбор» — Дэнни Эльфман на встрече с Мэттом Грёйнингом

Над музыкой для «Кошмара перед рождеством» (1993) Тима Бёртона композитор работал более двух лет — и ему даже пришлось самому петь

В противовес «Симпсонам», работа над культовым мультфильмом-мюзиклом Тима Бёртона стала одним из самых сложных проектов в карьере Дэнни Эльфмана. По словам композитора, обычно работа над саундтреком у него занимает около трех месяцев, но тут он в общей сложности возился два с половиной года. Но сложность была не только в этом. На сей раз Эльфман выступил не только в качестве композитора, но и исполнителя — все партии Джека Скеллингтона спел сам Дэнни (в русской версии от канала ТНТ его заменил Алексей Кортнев из группы «Несчастный случай»). 

Изначально петь Эльфман не собирался, но слишком уж личной получилась работа. По словам Дэнни, когда он писал партии для Джека, он на самом деле рассказывал о себе и о своих взаимоотношениях со все той же группой Oingo Boingo — через год банда выпустит последний альбом. Поэтому когда предварительный материал был готов, Эльфман сказал Тиму Бёртону, что не может представить, как кто-то другой поет эти песни. Бёртон перечить не стал.

«Я сильно прочувствовал отношения Джека с Хэллоуином. На тот момент это были мои отношения с группой Oingo Boingo. Я был певцом и автором песен, так что в некотором смысле я был королем своего маленького королевства. Но я отчаянно хотел уйти. Я хотел чего-то еще. Так что когда я создавал песни для Джека, я писал от сердца, передавая, что я сам чувствовал в то время» — Дэнни Эльфман

Первые наброски темы «Бэтмена» (1989) композитор сделал в туалете

Еще до «Бэтмена» Эльфман успел поработать с Тимом Бёртоном над его первым фильмом — «Большое приключение Пи-Ви» (на одноименном телевизионном шоу когда-то работал сам Роб Зомби). Тут снова помогла группа Эльфмана Oingo Boingo — услышав ее, Бёртон захотел поработать с Дэнни и остался так доволен, что дуэт стал нерушимым. Работа над «Бэтменом» стала самым большим проектом Эльфмана на тот момент и для продюсеров фильма его назначение было «прыжком веры» — никто не был уверен, что композитор справится. 

В итоге Дэнни написал одну из самых узнаваемых супергеройских тем в истории. Его мощно вдохновила сама съемочная площадка — прогулявшись по почти настоящему Готэму, Эльфман быстро зарядился нужной атмосферой. Озарение случилось в самолете, когда композитор летел домой в Штаты. Поэтому первые наброски главной темы «Бэтмена» были сделаны в туалете. 

«Тема поразила меня в самолете по дороге домой. Я побежал в туалет со своим рекордером и заперся там. Записывал и пел все эти ноты — не хотел упустить импульс и ритм происходящего. Но в туалете было так шумно, что расшифровка записи стала потом интересной задачкой» — Дэнни Эльфман

«Эдвард руки-ножницы» (1990) — первый серьезный опыт Эльфмана с хоровой партией

Дэнни Эльфман не раз заявлял, что его творческая свобода при написании саундтреков равно примерно девяносто пяти процентам, но иногда немного прогибаться все же приходится. Однако работая на «Эдвардом», Эльфман был предоставлен себе на все сто процентов. По его словам, они с Бёртоном работали над фильмом в удивительно спокойной атмосфере — никто «не заглядывал к ним через плечо», всем было будто бы все равно, что там делают эти двое.

Так и родился один из самых трогательных саундтреков в карьере Эльфмана. Главной его особенностью стало использование детского хора (к нему композитор и в дальнейшем будет прибегать, в том числе на диске Boingo его группы), который в фильме звучал уместно, но немного тревожно. При этом Дэнни Эльфман и сам не может объяснить, почему ему вдруг захотелось прибегнуть к хору конкретно в случае с «Эдвардом», но результатом он очень доволен до сих пор.

«Мне всегда нравилось использовать какой-нибудь хор или солиста сопрано для мальчиков. В детских голосах есть что-то трогательное» — Дэнни Эльфман

«Человек-паук» (2002) — пример того, как следует создавать «супергеройский саундтрек»

Впервые Дэнни Эльфман поработал с Сэмом Рэйми еще над саундтреком к «Человеку тьмы» 1990 года — и дуэт тогда отлично сработался. Правда, в середине нулевых они умудрились поругаться — и это единственный случай в карьере Эльфмана, когда он зарекся работать с конкретным режиссером. Дэнни даже грубо прошелся по Рэйми в нескольких интервью. Впрочем, со временем обиды были забыты, а еще перед ссорой Эльфман успел написать шикарный саундтрек для «Человека-паука» Сэма Рэйми.

«Бэтмен» стал эталоном «супергеройской музыки» в конце 80-х, а «Человек-паук» задрал планку еще выше в начале нулевых. Но в этот раз рабочий процесс у Эльфмана шел спокойно — без внезапных озарений и мелодий, написанных в туалете. Дэнни просто разбивал фильм на фрагменты, просматривал их, сочинял для них небольшие кусочки, а потом сопоставлял их друг с другом. Таким образом композитор не только подстраивал звук под происходящее на экране, но и ловил, как он сам говорит, «сердце персонажей». Например тема Зеленого Гоблина основана на сцене, в которой персонаж Уиллема Дефо спорит с собственным отражением в зеркале, еще не понимая, в кого он превратился.

«У Питера Паркера и Человека-паука разные темы. Сначала я написал тему Человека-паука. С ней все ясно — героическая, эпичная музыка. Но эта музыка не резонировала с сердцем растерянного Питера Паркера, стоящего над телом дяди Бена. В этом и была сложность. Тема работает для Человека-паука, но не для Питера. Тогда я взял фрагменты композиции Человека-паука и трансформировал их в совершенно новую музыку, которая и стала темой Питера Паркера» — Дэнни Эльфман


Сейчас композитор работает над темами для «Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия», а не так давно выпустил прогрессивный арт-рок-альбом — Big Mess. Диск вполне в духе почившей Oingo Boingo — с шумовыми вставками, психоделикой, элементами киношной симфоники и индастриала. 

С 1985 года Эльфман ежегодно создает хотя бы один саундтрек — а бывало, что и пять. Сейчас ему уже под 70, но обороты он не сбавляет — и за «Стрэнджем» наверняка последует новая работа.

Бродячий цирк, «Семейка Адамс» и порножурналы: как Роберт Каммингс стал Робом Зомби