Роб Зомби — урожденный Роберт Бартле Каммингс — не просто музыкант, режиссер и сценарист. Он — целое культурное явление. Его творчество можно назвать реднек-кабаре: под это определение попадают и записи группы White Zombie, в которой Роб Зомби начинал, его яркие рок-шоу и сценические образы, и даже его фильмы. Все это объединено общей атмосферой, в которой китч и праздник встречаются с пыльной американской глушью, психоделикой и тревогой. По случаю выхода нового альбома Роба The Lunar Injection Kool Aid Eclipse Conspiracy (первого за пять лет — и отличного) разбираемся: что же, собственно, превратило Роберта Каммингса в Роба Зомби?

Цирк

По словам Роба Зомби, работа в цирковом бизнесе долгое время была семейным делом, которым занимался еще его дед по матери. В чем именно она заключалась, Роб не уточнял, но подчеркивал, что сначала его родители сотрудничали с обычными цирками, а в 70-х им на смену пришли бродячие цирки-ярмарки. 

Когда родители Роба занимались этой работой, он со своим младшим братом (сейчас он хорошо известен как вокалист группы Powerman 5000 Спайдер Уан) проводил в цирке много времени. По его словам для них — как для детей — это было рутиной, зато они часто играли в аттракционе «Дом с привидениями», что во многом повлияло на увлечение Роба хоррорами и сформировало его черное чувство юмора. Да и постоянное наблюдение за цирковой жизни зародило в нем страсть к кабаре-стилистике — позже он даже сравнивал туры рок-групп с бродячими цирками. 

«Это был не самый красивый мир. Как ребенка, тебя шокирует безумный закулисный мир бродячего цирка. Мы с братом целыми днями играли в “доме с привидениями”. Люди платили деньги, чтобы там испугаться, а мы просто играли, потому что это весело. Думаю, это был мой первый эстетический взгляд на то, что как-то может считаться шоу-бизнесом» — Роб Зомби

Хорроры

Разумеется, не только цирк и «дом с привидениями» сделали Роба фанатом хорроров. Началось все с «Семейки Адамс» и «Семейки Монстров» — оба сериала будущий Зомби смотрел еще в детсадовском возрасте. Любимым монстром у него с тех пор остается чудовище Франкенштейна, но поп-культурный кругозор не ограничивается только классикой. Сам он говорит, что в детстве хотел быть одновременно Элисом Купером, Стивеном Спилбергом, Белой Лугоши и Стэном Ли. В 2007 году Роб Зомби даже вел шоу TCM Underground, где представлял малоизвестные, странные, трешовые, но культовые хорроры. 

Все это отразилось не только на музыке Зомби и его шоу, но и привело его в режиссерское кресло. Дебютировал Роб в 2003 с уже культовым (хоть критики его и громили) слэшером «Дом 1000 трупов», где в одной из главных ролей снялась его жена Шери Мун Зомби. Фильм стал точнейшим воплощением эстетики Роба Зомби — отвратительное, неряшливое, но залипательное кино с отвратительными героями, к которым почему-то прикипаешь, несмотря на то, что они совершенно дикие психопаты. Затем было еще более известное продолжение «Изгнанные дьяволом» и куча других фильмов, среди которых и ремейк «Хэллоуина» Джона Карпентера — неудачный, но одобренный самим Карпентером!

При этом дебютировать в качестве режиссера Зомби мог еще в 1997 году — тогда он хотел заняться съемками третьей части «Ворона» и даже написал сценарий. Потенциальный фильм назывался «Ворон: 2037» — его события развернулись бы в антиутопическом мире будущего.

Детское ТВ-шоу Pee-wee’s Playhouse

Будучи 19-летним студентом, Роб Зомби смог устроиться на CBS помощником продюсера на детское шоу Pee-wee’s Playhouse — это была его первая полноценная работа. Шоу известного на американском ТВ комика Пи-Ви Хермана сегодня выглядит диковато и даже крипово, так что причастность Роба Зомби к подобному уже не сильно удивляет. Скажем больше, в его фильмах можно увидеть отголоски стилистики Pee-wee’s Playhouse — посмотрите, к примеру, сначала на гифку ниже, а затем на рекламу капитана Сполдинга из «Изгнанных дьяволом». 

Впрочем, работа у Зомби тогда была совсем не творческая — хотя он отмечает, что все равно ее любил. Роб Зомби был фанатом Хермана и был рад увидеть закулисье большого шоу-бизнеса. 

«Я делал все — был мальчиком на побегушках, ремонтировал всякое по мелочи на площадке. Даже не уверен, был ли я помощником продюсера. Я также не уверен, что это можно считать чем-то на уровень ниже помощника, но такая была у меня работа. Самая низкая ступень лестницы» — Роб Зомби

Порножурналы

Сразу после работы над детским шоу Роб Зомби устроился графическим дизайнером — в этой должности он поработал над несколькими порножурналами. Эта работа повлияла как на разнузданность его сольных песен, так и на его фильмы, в которых пошлость — не что-то стыдное, а важный элемент эстетики. Причем пошлость в широком смысле — напомню, что в одном из фильмов Зомби есть карлик, косплеящий фюрера. 

«Мне нужно было следить за тем, чтобы все было четко. Никого особо не волновало, стильно ли это выглядит. Главное — проследить чтобы фотки с раздвинутыми ногами не совпадали с местом на развороте, где скрепки. Это была отличная работа, потому что на ней я зарабатывал хорошие деньги. И это была моя последняя работа» — Роб Зомби

Бивис и Баттхед

В 1985 году Роб (тогда еще Старкер, а не Зомби) со своей подружкой Шоной Айсолт основал группу White Zombie. Дебютник Soul-Crusher они выпустили спустя два года — это был довольно маргинальный музон, быстрый нойзовый панк с дикими, далеко не всегда музыкальными завываниями Роба. Но несмотря на своеобразный звук, второй альбом группы в 1989 году вышел уже на мейджоре Caroline Records. Песни пластинке стали понятнее — смесь хэви и треш-метала с узнаваемые сегодня, более низкими рыками Роба, теперь уже Зомби. 

С третьим альбомом La Sexorcisto: Devil Music Volume One в 1992 году группа заявила о себе и собрала крепкую фанбазу — даже критики о них отзывались положительно. Да и вышел диск на еще более престижном лейбле RCA Records. Впрочем, по словам самого Роба, звездами и богачами они тогда не стали.

Настоящим прорывом для группы стал показ клипа на песню Welcome to Planet M.F. в рамках шоу «Бивиса и Баттхеда». Но именно Бивис и Баттхед явили White Zombie Америке и всему миру. Без них сольная карьера Зомби могла и не состояться, а альбом La Sexorcisto едва ли стал бы платиновым. Роб Зомби всегда был благодарен шоу за такой пинок его карьеры, хотя изначально даже не был в курсе его существования. В 1996 он и White Zombie написали новую песню I Am Hell для сборника The Beavis and Butt-Head Experience и предоставили трек для полнометражки «Бивис и Баттхед уделывают Америку».

«Запись немедленно начала набирать обороты на рынках, где мы никогда не играли, например, в Вайоминге и Миссури — местах, где кроме Бивиса и Баттхеда были только коровы» — Роб Зомби


Группа White Zombie распалась в 1998 году из-за творческих разногласий — к тому же Роб тогда уже расстался с Шоной Айсолт. Но для него это было началом еще более успешного этапа карьеры в шоу-бизнесе. White Zombie, сформировавшие уникальную смесь гранжа, ню-метала, индастриала, трэша и кинематографических эффектов, стали одной из самых ярких групп в 90-х. А Роб Зомби был символом этой группы — хотя честнее будет сказать, что для фанатов он и был группой.