Пять лет назад состоялся релиз Bad Magic — последнего альбома Motörhead, вышедшего еще при жизни Лемми Килмистера. А Лемми, как известно, это и есть Motörhead. По такому случаю мы пройдемся по его главным альбомам, чтобы как можно точнее распробовать его музыку. Все цитаты в тексте принадлежат самому Лемми.

Сначала стоит послушать группы, в которых Лемми играл до Motörhead

Музыкальная карьера Килмистера началась задолго до Motörhead. Он играл в нескольких группах и их точно стоит заценить, чтобы понять, как формировался вкус Лемми, его навыки и любовь к рок-н-роллу. Ну и взглянуть на легендарного музыканта с нового ракурса лишним никогда не будет. 

The Rockin’ Vickers — The Complete: It’s Alright (2000)
Первая сломанная гитара

Первая группа Лемми называлась The Motown Sect, но в ней он играл недолго и быстро понял, что перспектив у этой блюз-банды нет. К тому же музыканты группы хотели коротко подстричься — по моде The Who — а Лемми с таким смириться не мог. Тогда-то он и увидел на сцене The Rockin’ Vickers. Его впечатлила их буйность и склонность к погромам на сцене. В итоге Лемми присоединился к банде в качестве гитариста и турил с ней два года — с 1965 по 1967 год. 

Песни The Rockin’ Vickers — это очень бодрая смесь мелодичного рок-н-ролла и британского бита. Но в сравнении с Motörhead музыка, конечно, очень спокойная и мягкая. Услышать игру Лемми можно в шести песнях альбома-компиляции:  Zing! Went the Strings of My Heart; Stella; It’s Alright; Stay By Me; Dandy и I Don’t Need Your Kind.

«На прослушивании в The Rocking Vicars я впервые разбил гитару. Я, в общем, никогда не умел играть на гитаре соло — и до сих пор не умею. Но я их одурачил: выкрутил звук на полную громкость и быстро-быстро елозил пальцами по грифу. В завершение я вскочил на пианино. Оно подо мной рухнуло, и я хорошенько потоптался на нем и расколошматил свое оборудование».

Sam Gopal — Escalator (1969)
Первый опыт сонграйтинга

В группу Сэма Гопала Лемми попал через общего знакомого, и хотя банда в итоге записала всего один провальный (но все же хороший) альбом, для истории творчества Килмистера он очень важен. На диске Лемми играет на гитаре и поет, пока еще не прокуренным, чистым голосом. А еще все песни, кроме пары каверов, он целиком написал сам — за одну бессонную, наполненную наркотиками ночь. Сам Лемми описывал звук альбома, как «смесь психоделики, блюза и ближневосточных ритмов, и все это в духе The Damned».

«После Sam Gopal я повесил гитару на стену и примерно год ничего не делал — кантовался по сквотам и жрал галлюциногены. В молодости это не проблема, а мне было двадцать три года».

Hawkwind — Hall of the Mountain Grill (1974)
Лемми на басу

Hawkwind — первая по-настоящему большая группа Лемми, она даже до сих пор существует. Банда играла космический психоделический рок, очень расслабленный и довольно мелодичный. Лемми долго мечтал попасть в их ряды, потому что был впечатлен их гипнотическими лайвами. Но он хотел играть на гитаре, а попал на бас — судьбоносный момент его карьеры. До этого он на басу-то и не играл, просто в какой-то момент группа осталась без басиста прямо перед выступлением, а Лемми как раз подвернулся под руку. Он попал в группу в 1971 году и проторчал в ней четыре года. 

Дискография Hawkwind — тема для отдельного разговора. Но альбом Hall of the Mountain Grill — один из самых ярких, успешных и показательных в истории группы. Лемми из банды, кстати, уволили и он потом заявил, что уходя, забрал с собой яйца группы, поэтому они потом и двинули «не туда». Впрочем, позже он совершал гостевые появления на концертах Hawkwind.

«Их главный гитарист, Хью Ллойд-Лэнгтон, как раз ушел из группы — он просто исчез. Они сидели у костра, и Хью закинулся кислотой. “Пойду пройдусь”, сказал он парням, ушел за холмик, и потом лет пять его никто не видел. В Hawkwind дела шли очень расслабленно. Состав менялся каждые несколько месяцев; люди приходили и уходили. Ты никогда точно не знал, кто сейчас играет в группе — по крайней мере, ты никогда точно не знал, кто придет играть сегодня».

Robert Calvert — Captain Lockheed and the Starfighters (1974)
Сражение с ведьмой

Роберт Калверт был в Hawkwind штатным поэтом, большим талантом и торчком, медленно сходящим с ума, если верить самому Лемми. Килмистер играл на басу на дебютном сольнике Роберта — концептуальном психоделик-альбоме, который местами уходил в настоящий прото-панк. Продюсировал пластинку сам Брайан Ино, так что прослушивания она достойна. Калверт выпустил еще несколько сольников после, но в их записи Лемми уже не участвовал. 

«Мы играли на стадионе Уэмбли, и Боб вышел на сцену в ведьминской шляпе и длинной черной мантии, а в руках он нес трубу и меч. И прямо посреди второй песни он набросился на меня с мечом! Я ору: «Пошел на хер!» и бью его по башке бас-гитарой».

Headgirl — St. Valentine’s Day Massacre EP (1981)
Лемми в цветнике

Дикий рок-панковский сплит, записанный с «девчачьей» хэви-группой Girlschool. И хотя релиз вышел уже во времена Motörhead, его было бы преступно не упомянуть. Это шутка, но звучит она и вправду хорошо

«Girlschool не только отлично играли, они еще были боевитыми девицами и ничего не боялись. На одном из первых концертов тура, когда они вышли на сцену, какой-то чувак в зале крикнул: «Драть их надо!», а Келли подошла к микрофону и сказала: «Давай ты и отдерешь. Мы хоть поржем.»».

А потом нужно послушать пятерку важнейших альбомов Motörhead

Motörhead никогда не меняли стиль радикально и не выпускали плохих альбомов. Можно начинать с любого и при этом не обломаться. Но чтобы точнее прочувствовать музыку Лемми, нужно слушать его главную группу более внимательно. Идеальный вариант всегда — по порядку слушать всё, но у Motörhead больше двадцати альбомов и более четырехсот песен. Поэтому для начала стоит заценить пятерку самых значимых пластинок. 

On Parole (1979)

Motörhead стартовали в 1975 году и первую пятилетку группа провела очень плодотворно. Одноименный дебютник банды был довольно успешен, а диски Overkill и Bomber — так и вовсе прорыв и классика рока. Но важнейший альбом того периода все-таки спорный On Parole. Группа закончила его еще в 1976 году — это единственный диск, записанный самым первым составом Motörhead. Однако лейбл долго мариновал пластинку — только успех других альбомов сподвигнул руководство студии все же выпустить диск в 1979 альбом, что Лемми очень разозлило. Но историческая ценность релиза от этого ниже не становится.

Тем более, и звучит он отлично — в меру сыро и андерграундно, но уже отражая направление музыки Motörhead. On Parole — это грубый, быстрый рок в стиле 60-х, но с пробивающими, почти метальными соляками и прокуренным хрипом Лемми на вокале. При этом треки Motörhead, The Watcher и Lost Johnny — это перезапись песен, которые Лемми написал еще для своей предыдущей группы Hawkwind. А часть песен спел Ларри Уоллис, гитарист группы. Уникальный альбом, который частично представляет в списке еще и официальный дебютник группы — потому что для него Motörhead перезаписали большую часть песен с On Parole. 

«В общем, мы доделали этот альбом. А потом эти уроды с United Artists начали юлить — они не хотели выпускать пластинку. Много месяцев подряд они нам врали и изобретали отговорки, при этом наш контракт оставался в силе. Это, разумеется, мешало нам сделать запись для какого-нибудь другого лейбла. В конце концов они выпустили On Parole через четыре года, когда наш контракт давно уже не действовал».

Ace of Spades (1980)

Восьмидесятые группа открыла своим самым известным альбомом. Под конец жизни Лемми, конечно, жутко устал от диска, его тематики азартных игр и особенно от титульной песни Ace of Spades. Он постоянно напоминал, что группа не стояла на месте, но все же продолжал играть Ace of Spades на концертах — из уважения к фанатам. 

Этот альбом — один из пиков Motörhead. Она записан молодыми, уже не голодными, но еще не ставшими классиками музыкантами. Он переполнен хитами и идеально отражает стиль группы. На нем, что важно, есть песня (We Are) The Road Crew, душевное посвящение дорожной команде группы. Да и записан диск одним из самых сильных составов Motörhead — с Эдди Кларком на гитаре и Филом Тейлором на ударных. Грустный факт: в живых не осталось никого из тройки.

«Песни на Ace of Spades считаются классикой среди фэнов Motörhead, и должен признать — материал и правда отличный. Мы с удовольствием его записывали. Хорошие были времена: мы были на волне, мы были моложе, мы верили во все это. Чем ты старше, тем труднее тебе во что-нибудь поверить. И это не твоя вина. Просто до тебя доходит, что жизнь это не сплошь воздушная кукуруза, кегли и пиво».

1916 (1991)

Один из самых экспериментальных и в то же время лучших альбомов группы. Как бы не открещивался Лемми от связи с хэви-металом (он всегда говорит, что играет рок, просто рок) — многие песни на этом диске звучат как типичные Motörhead, в которых щедро бахнули хэви. Кроме того, на пластинке можно найти две баллады, что для группы нетипично — Love Me Forever и титульная, действительно пробирающая 1916, посвященная битве на Сомме. В ней аранжировка вообще построена вокруг клавиш и струнных, без гитары, а Лемми поет чистым голосом, насколько может. Кроме этого, особо примечательна откровенно панковская Ramones, посвященная понятно какой группе. Сами Ramones этот трек, кстати, позже каверили. 

Этот диск — очередное напоминание о том, что Лемми, несмотря на раздолбайский образ жизни, был отличным композитором и сонграйтером. В том же году, к примеру, вышла написанная им и исполненная Оззи Осборном песня Mama, I’m Coming Home — классика хэви-метала и просто потрясающая баллада. И это лишь одна из нескольких песен, написанных Лемми для Оззи.

«К песне 1916 у меня двоякое отношение. Мне написал один парень, он рассказал, что включил запись своему деду, который воевал там, и пока песня играла, старик плакал не переставая. Для меня как для автора это очень лестно, но я не уверен, что мне нравится получать творческое удовлетворение от того, что я так сильно кого-то расстроил. Но это потрясающе — протянуть руку в прошлое и так сильно тронуть чьи-то чувства».

We are Motörhead (2000)

We Are Motörhead — это один из самых качающих альбомов группы, полностью лишенный экспериментов.. Быстрый, веселый, но в то же время брутальный рок-н-ролл, который настоялся и стал еще громче и тяжелее. Но этот альбом был не просто отличной рок-пластинкой. Это еще и заявление: хоть Motörhead и приближаются к тридцатницу, они все еще здесь и ни капли не устарели. Здесь же — сумасшедший кавер на God Save the Queen. Диск с которого смело можно начинать знакомство с группой. 

«Меня всегда ставят в тупик люди, которые по какой-то одному Богу ведомой причине считают, что наша карьера закончилась на Ace of Spades. С тех пор как я поселился в Америке, мы записали свои лучшие альбомы. Они далеко превосходят те альбомы, которые все помнят. Я включал наши последние записи самым разным людям, и все они были просто потрясены».

Bad Magic (2015)

В XXI веке Motörhead выпустили много хороших альбомов — новые пластинки стабильно выходили каждые пару лет. Группа практически не отдыхала: выпуск альбома, тур, работа над новым диском. Но последний релиз самый важный — и не только из-за того, что он последний. Bad Magic — это просто один из мощнейших альбомов группы, впитавший все творчество банды. Здесь и отзвуки панка, с которым Motörhead постоянно заигрывали, и максимальная шумность, которой группа достигла в нулевых, и классический рок в духе релизов группы из 70-х, и сильный блюз с диска Aftershock 2013 года. Бессмертный памятник, который Лемми воздвиг себе в последний год жизни и единственный альбом, ни разу не исполненный вживую.

На момент записи Bad Magic Лемми был уже плох. И местами слышно, насколько тяжело ему давалась запись. Но он выжал из себя все, что ценность диска лишь увеличивает. За звуком этого альбома слышно человека, который не раз говорил, что будет рубить рок до последнего и мечтает умереть прямо на сцене. 

«После смерти все становятся гениальнее — процентов на 58. Твои пластинки лучше продаются, и ты становишься великим человеком: “Блин, какая жалость, что мы не купили ни одной его пластинки, пока он был жив, но все же…”. Уверен, мне светит то же самое: “А вот Motörhead? Шикарная ведь группа. Жаль, мы не успели услышать их живьем”».

Обязательно нужно посмотреть или послушать мощные лайвы Motörhead

Подойдет все — достаточно вбить на YouTube «Motörhead Live». Единственное — нужно обязательно посмотреть любое выступление со знаменитой конструкцией в виде бомбардировщика на сцене! С лайв-альбомами тоже просто — их у группы полно, может начинать с любого. 

И прочитать биографию Лемми White Line Fever

В русской версии книга называется «Motörhead. На автопилоте» и это потрясающее произведение, охватывающее жизнь Лемми с раннего детства и до начала нулевых. В написании книги принимал участие сам Лемми, поэтому слог у нее максимально буйный — за каждой строчкой виден Килмистер с сигаретой и стаканом виски. А еще тут что ни строчка, то сумасшедшая история.

Лемми