1 декабря на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, который обязывает музыкантов вступать в саморегулируемые организации. Почему окончательное принятие подобного документа навредит концертной деятельности в России, рассказываем в нашем материале.
Что происходит?
Законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» внесли на рассмотрение российской Госдумы 1 декабря. Уже 15 декабря он был принят в первом чтении. Согласно документу, начиная с 1 июля 2016 года, все организаторы концертов, фестивалей и всяческих выступлений обязаны вступить в саморегулируемые организации (СРО). Для этого им необходимо внести ежегодный налог от 150 до 300 тысяч рублей. Отказавшиеся промоутеры не смогут брать в аренду площадки от 400 квадратных метров. Иначе — штраф 300-500 тысяч в первый раз и миллион рублей при повторном нарушении.
Инициаторами законопроекта выступили депутаты от КПРФ и «Единой России», а разработчиками — крупнейшие продюсеры, среди которых Иосиф Пригожин, Александр Достман, Надежда Соловьева, Игорь Крутой и прочие. На данный момент единственной зарегистрированной СРО числится их же организация «Союзконцерт», берущая за вступление минимальные 150 тысяч рублей в год. В подобной организации должно числиться как минимум 50 участников.
Зачем?
«Концерты и подобные мероприятия — не просто форма организации досуга, а невидимый глазу механизм воздействия на аудиторию — мировоззренческого и духовно-нравственного. Эту сферу деятельности давно пора упорядочить», — заявила в разговоре с «Медузой» один из авторов законопроекта и заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, Зугура Рахматуллина.
«Устройство СРО регламентируется соответствующим законом, принятым несколько лет назад. Согласно этому закону, все участники того или иного рынка (изначально такая форма организации делалась для строительной индустрии) должны стать членами СРО. Сегодня возникла необходимость применить форму СРО и в рынке организации культурно-зрелищных мероприятий. Это делается для того, чтобы ответственность организатора была не только перед зрителями, контрагентами и артистом, но и перед коллегами по цеху. Согласно закону об СРО, у организации должен быть компенсационный фонд. Если один из организаторов концерта по какой-то причине отменит объявленное ранее мероприятие, куда продавались билеты, и по причине банкротства или какой-нибудь другой причине не сможет расплатиться со зрителями, ответственность будет нести на себе СРО, в том числе и материальную. Внутри организации имеется дисциплинарная комиссия, которая отслеживает соответствие участников рынка критериям качества. При этом мы понимаем, что в концертном деле критерии качества определить гораздо сложнее, чем, скажем, в строительном бизнесе», — рассказал «Коммерсанту» генеральный директор «Союзконцерта», Андрей Матвеев.
Почему это плохо?
Регулирование концертного бизнеса вводится с подачи людей, имеющих прямое отношение к монетизации музыки. С их позиции выгодно создать так называемые СРО, которые будут следить за репертуаром и подбором гастролирующих по России музыкантов. Ведь руководители этих организаций могут как набрать 50 лояльных членов, так и отказаться принимать неугодных артистов. При этом нигде не прописаны критерии принятия в объединение: будут это юридические лица или частные предприниматели — уточнена лишь финансовая часть законопроекта. Известно только, что он не учитывает театры, площадки в школах и филармонии.
150-300 тысяч рублей — неподъемная сумма для мелких и средних промоутеров, устраивающих своим артистам 2-5 концертов в год. Даже если они проведут всего одно выступление за 12 месяцев, ежегодный взнос все равно не изменится. Он не зависит от количества проданных билетов — многим организаторам придется поднимать на них цены, чтобы покрывать налог. Тем более, что некоторые, даже крупные музыканты, самостоятельно организуют концерты и стабильно платят налоги. Теперь их обяжут выплачивать дополнительные 150 тысяч рублей.
Выходов из сложившейся ситуации немного: либо уходить на мелкие площадки, вроде баров и роковых подвалов, либо вступать в регулирующие организации и поднимать цены на билеты. Или вовсе покидать рынок. Особенно это справедливо для российских артистов, так как концертная деятельность — объективно единственный источник дохода для них. Если западные артисты, помимо выступлений, зарабатывают на продаже музыки, то в нашей стране такого пока нет. Пользователи все еще с неохотой закупаются композициями легально и предпочитают слушать их бесплатно или скачивать понятно откуда. Об этом еще в 2011 году говорил рэпер Тимати, сравнивая западную и отечественную индустрию в передаче «Минаев Live».
Принятый в первом чтении законопроект в первую очередь ударит по инди-коллективам, живущим на турах и постоянных выступлениях. Если крупные музыканты собирают тысячи поклонников в больших клубах, то малоизвестные группы могут позволить себе лишь средние площадки. Скорее всего, они тоже попадут под ограничение, так как 400 квадратных метров — не так много, как кажется.
«Начинающие инди-музыканты зарабатывают нисколько. Начинающими считаются коллективы, заметные в инфопространстве и фигурирующие на рынке до пяти лет. Много лет подряд группа только вкладывается в процесс. Молодые музыканты априори долго выступают бесплатно, иначе мотивировать букеров и публику заметить себя очень сложно — нужно быть максимально лояльными к условиям максимально долго», — говорит сооснователь лейбла Kometa Music, Маргарита Саяпина в интервью изданию «Афиша».
Что делать?
Пока совсем неясно, как ситуация будет развиваться в будущем. На принятие законопроекта в первом чтении оперативно отреагировали известные музыканты. Около 30 артистов, среди которых Борис Гребенщиков, Noize MC, Земфира, Василий Вакуленко, Александр Васильев, Андрей Макаревич, Владимир Шахрин и другие, обратились в Госдуму с открытым письмом. В нем они посетовали, что документ не учитывает интересы тех, для кого организация концертов — побочная деятельность, связанная с парой выступлений в год. А также удивились, что законопроект, направленный на защиту музыкантов, разработан без их прямого участия.
«Все вышеперечисленное откроет руководству созданных СРО возможности для создания коррупционных схем. Бремя по уплате взносов для вступления в СРО для проведения концерта в итоге ляжет на зрителей и на исполнителей —- вырастут цены на билеты и сократятся гонорары. Это сильнейший удар по развитию культурной жизни в РФ в условиях текущего экономического кризиса. Создается впечатление, что группа людей, состоящая из крупных игроков концертного бизнеса, лоббирующая эту законодательную инициативу, стремится поставить этот рынок под свой контроль. Экономический закон гласит, что сокращение числа игроков на рынке неизбежно ведет к повышению цен. В условиях экономического кризиса это тем более недопустимо», — говорится в обращении, размещенном Борисом Гребенщиковым на Фейсбуке.
Законопроект «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в Российской Федерации» будет рассмотрен во втором чтении в Госдуме в январе 2016 года. Он может вступить в силу уже с 1 июля того же года.