Симфоник-метал — это смесь метала и оркестровой музыки. Само собой, это самый пафосный и эпичный жанр тяжелой музыки, который стабильно популярен с середины нулевых. На этой неделе выходит новый альбом Nightwish, самой известной симфоник-метал-группы. И это отличный повод вспомнить про жанр и отыскать в нем что-нибудь крутое.

Начать стоит с того, что не все группы, которые принято называть симфоник-металом на самом деле его представляют. 

Если закапываться чуть глубже, то «настоящие» симфоник-группы в своей музыке должны постоянно использовать хотя бы одну классическую оркестровую секцию — кроме ударных, только на них выехать нельзя. Смычковые струнные инструменты, духовые — медные и деревянные. И один только хор тут тоже не прокатывает, его-то как раз может и не быть. Все это не обязательно вживую, конечно. Содержать целый мини-оркестр не каждая группа себе может позволить — синтезатор или просто сэмплы это нормально.

То есть если банда изредка включает в свою музыку скрипку — не стоит ее сразу записывать в симфоник-жанр. А то эдак можно и «Металлику» симфоник-металом назвать. Еще в жанр часто закидывают пауэр-метал-банды с органом (а с ними и готику с блэком), который в классическую оркестровку не входит. Ну и этнические инструменты не обязательно делают банду симфонической — они бывают в оркестрах, но для них в метале существует фолк-жанр.

Песня с грядущего альбома Nightwish. Для Nuclear Blast они — явно одна из ведущих групп.

Сам симфоник-метал начал формироваться еще в девяностых. 

Основоположником жанра считается шведская банда Therion, выпустившая в 1996 году альбом Theli. Базовая оркестровка, хор, мистическая тематика — все основные признаки жанра там уже были. В этом же году, кстати, образовалась группа Nightwish, так что самая известная банда жанра «была там», когда все только начиналось. В дальнейшем в симфоник-метале плотно прижились женские голоса — особенно высокие, подражающие оперному пению. А если фоном еще и мужской гроул звучит, то еще круче. Дуэт женского оперного голоса и гроула даже получил шуточное название «красавица и чудовище». При этом тематика песен такая же пафосная, как и их звук: фэнтези, исторические драмы, мистицизм, религиозные сюжеты. На сцене, само собой, гиммиковые костюмы, хотя не все так заморачиваются.

Жанр активно набирал популярность с конца девяностых, достиг пика в середине нулевых, но и сейчас остается в форме. Это неудивительно — рамки понятные, звучит вроде и тяжело, но также и красиво. Правда, набор имен в симфоник-метале (если уж говорить о тех, кто на слуху всегда), не особо меняется уже много лет: Nightwish, Epica, Within Temptation, Kamelot, Sirenia, Delain… Поэтому их в подборке не будет. В этот раз я расскажу о пяти более новых, не столь известных симфоник-метал-группах, которые люблю сам. 

Exit Eden

Exit Eden — это интернациональная супергруппа, состоящая из четырех вокалисток. Основала банду Аманда Сомервилль, а уж она-то на метал-сцене имя себе давно сделала. У нее и поп-роковые сольники есть, но больше всего она известна сотрудничеством с Kamelot, Epica и другими большими симфоник-метал-бандами.

Exit Eden пока что выпустили всего один альбом — Rhapsodies in Black 2017 года. Состоит он из симфоник-метал-каверов на известные поп-песни, Рианны, Backstreet Boys, Леди Гаги и даже Depeche Mode. И это по-настоящему крутые каверы, которые помогали записывать лучшие музыканты симфоник-жанра, включая участников уже сто раз упомянутых Kamelot и Epica. Группа после релиза альбома не разбежалась, так что на продолжение мы вполне можем рассчитывать.

Phantasma

Еще одна супергруппа, сформированная вокалистом Serenity Георгом Найхаузером. Сам он утверждает, что долгое время хотел выпустить концептуальный альбом с сильным нарративом. Но задумки Георга почему-то не вписывались в рамки его банды. Поэтому он и решился на формирование новой сайд-формации. В составе Phantasma он скооперировался с композитором-мультиинструменталистом Оливером Филиппсом из Everon и вокалисткой Delain Шарлоттой Вессерс. Это, само собой, не считая кучи приглашенных гостей. 

В итоге группа в 2015 году выпустила The Deviant Hearts — качественный, современный и доступный симфоник-метал-альбом. Один из лучших жанровых дисков за все время. Сюжет пластинки основан на одноименном романе, написанном Шарлоттой. Звучит же альбом как компиляция всего самого лучшего, что есть в симфоник-метале. Эпично, мощно, богато, но без перекосов в оперу и чересчур олдовый пауэр, как это часто бывает. В некотором роде The Deviant Hearts можно даже попсовым назвать — он наполнен цепкими мелодиями, которые сложно выкинуть из головы. И с симфонической секцией это нисколько не диссонирует. 

Embrace of Disharmony

Разумеется, у симфоник-метала есть и более мрачные формы. Лучший пример как раз Embrace of Disharmony. Эта итальянская группа, существующая еще с 2006 года, однако дебютник они выпустили только в 2012-м. В своей музыке музыканты смешивают классическую симфонику с блэком и дэт-металом, получая в итоге абсолютный сатанизм. Из-за упора на оркестровку звучит он более зловеще, чем у иных тру-блэкметалистов. В метал-основе при этом прогрессив, так что интересные мелодии и необычные ходы тут можно услышать и в рок-секции.

Итальянцы вообще сильны в экстремальном симфоник-метале, у них есть еще как минимум одна выдающаяся банда, играющая в похожем злобно-сатанинском стиле — Fleshgod Apocalypse.

Chthonic

Группа выбивается из заданного мной же правила, так как существует еще с 1995 года. Но ради Chthonic можно сделать исключение, много ли тайваньских симфоник-банд вы знаете? Хотя именно на азиатской сцене эта банда — одна из самых известных. Их даже азиатскими Black Sabbath называют. Этим можно гордиться. А еще тем, что и без оркестровок у группы есть, что послушать — их мелодик-металкор риффаки чертовски хороши.

Причем банда одновременно попадает и в определение симфоники (и даже выступает с оркестром и хором), и в фолк-рок, так как активно использует в аранжировках еще и этнические инструменты. Творчество у группы вообще очень разнообразное. Есть как максимально тяжелые, блэкерские песни, так и полностью акустический спокойный фолк. Но именно в экстремальной форме, с гроулом, скримом, низкими гитарами и эпичной оркестровкой Chthonic, пожалуй, звучат лучше всего — особенно, когда еще и на родном языке поют. Его звучание в купе с агрессией и этникой создают какую-то потустороннюю языческую атмосферу.

Jupiter

У симфоник-метала ожидаемо все очень хорошо в Японии. Использование богатых оркестровок — частое явление в японском направлении вижуал-кэй. Но Jupiter среди японских симфоник-банд точно одна из самых эпичных. Такие пафосные оркестровые секции и риффы, пожалуй, не в каждой песне Nightwish найдешь.

При этом именно рок-часть группы иногда отдает типичным «японским металом», который буквально просится на опенинг к какому-нибудь аниме. А иногда звучит, как утерянная запись Blind Guardian. У Jupiter такое может случаться в рамках буквально одной песни. Сочетание интересное. Но чего у группы точно нет, так это оперного пафоса в вокале. Банда использует обычное эстрадное пение.