Пришло время раскачать вашу халупу и вдарить рока! В новом выпуске «Тяжелой ноши» — сразу 4 хороших альбома, которые нужно слушать на максимальной громкости: бесконечный трип King Gizzard, московский метал Solar Deity, попойки Kvelertak и космические приключения O’Brother.
King Gizzard & The Lizard Wizard — Nonagon Infinity
iTunes/GooglePlay
Люди делятся на два типа: те, кто хоть раз в жизни пользовался кнопкой Repeat All в музыкальных плеерах, и те, кто считает ее совершенно бесполезной. После прослушивания нового альбома Nonagon Infinity австралийской рок-группы со звучным названием King Gizzard & The Lizard Wizard, предполагаю, количество первых немного увеличится. У альбома есть не самый очевидный, но приятный твист: завершающие секунды последней песни также являются первыми секундами открывающей песни — таким образом круг замыкается, и альбом готов к безостановочному прослушиванию до бесконечности. Самое главное — он очень хорош.
В группе King Gizzard & The Lizard Wizard целых семь человек, и никто из них не прозябает без дела: на слушателя с первых же секунд обрушивается настоящая психоделическая феерия, полная красок, слоев и невероятно заводного грува. Представьте энергичную смесь гаражного рока, краута, семидесятнической психоделии и рока волны brit invasion, которая не останавливается ни на секунду и от собственной внутренней энергетики плавится в одно большое психоварево.
King Gizzard настолько умело чувствует динамику и вовремя делает резкие 180-развороты как в ритме, так и в мелодии и звучании, что, серьезно, за все 40 минут звучания альбома я не заскучал ни разу. Дурашливые сайфай-тексты и всеобщая атмосфера слетевшего с катушек ретрофутуризма только добавляют азарта. Передохнуть дают ровно два раза: на расслабленной Mr. Beat в середине и во время фламенко-джема в конце Invisible Face.
Для особых ценителей здесь есть очень характерные (иногда сложно понять, то ли это искренний оммаж, то ли гипертрофированная пародия — скорее, все вместе) кивки в сторону прото-панка (Evil Death Roll), прогрессива (Invisible Face) и буги (Road Train). При этом интересно вот еще что: весь Nonagon Infinity пронизан центральным мотивом, который прослеживается — иногда явно, иногда еле заметно — абсолютно во всех композициях. Мелодии и фразы здесь кочуют из одного трека в другой, на ходу видеоизменяясь, и все песни придуманы и смикшированы так, чтобы составлять единое, цельное, безостановочное, совершенно крышесносное представление. В итоге я поймал себя на том, что Nonagon Infinity пролетает практически незаметно — как какой-нибудь Reign in Blood — и сразу после окончания хочется включить его еще раз. Пусть и без помощи кнопки Repeat All. [9]
O’Brother — Endless Light
iTunes/GooglePlay
Пять лет назад, когда вышел дебютный альбом странных американских рокеров O’Brother, казалось, что эти парни точно скоро станут жутко популярными. У них очень удачно получалось совмещать запоминающиеся припевы, исполненные сильным и характерным голосом Тэннера Меррита, жесткость пост-хардкора, мягкость поп-рока и прогрессивные аранжировки. Но суперзвездами они не стали ни после второго (как по мне — более слабого) Disillusion, ни после третьего Endless Light. Хотя в случае с последним причина кроется не в качестве или мастерстве группы, а скорее в ее намерениях — O’Brother практически полностью отказались от радиоформатных хитов и выпустили очень цельную, меланхоличную прог-пластинку в приглушенных тонах. Не скрою, потребовалось какое-то время, чтобы разглядеть сквозь монохромную дымку яркие моменты — и оказалось, что их там навалом.
Для альбома с названием «Бесконечный свет» Endless Light ощущается слишком мрачным и меланхоличным. Меррит постоянно поет про конец существования, жизни и света (в обоих смыслах), звучит крайне взволнованно и своим голосом нагнетает чувство необъяснимой тревоги. Его впечатляющий диапазон, умение менять подачу с протяжного стона на жесткий крик, а потом на фальцет, действительно привносят в музыку очень много характера и эмоций. Особенно хорошо он сочетается с на удивление минималистичной и сдержанной — даже по меркам прошлых работ группы — игрой музыкантов, которые вместо жестких аккордов и громкости перешли на очень свободные, абстрактные эффекты и объемные аранжировки.
При этом ритм-секция из баса и барабанов работает крайне плотно и грувово. Но иногда, где-то в районе второй половины альбома, становится скучно: слишком монотонно, слишком нединамично, слишком расплывчато. Минимализм оборачивается против группы, которая, не нащупав хорошую мелодию, слизнем тащится несколько минут через неудачные треки. Из-за этого и цельная атмосфера, и общее впечатления несколько смазываются, и финальную часть альбома я неоднократно пропускал. Интересно, получится ли у O’Brother выбиться в лигу повыше со следующим релизом. [7]
Kvelertak — Nattesferd
iTunes/GooglePlay
Норвежцы Kvelertak играют такую музыку, которая, по идее, должна фоном звучать на каждой громкой пьянке скандинавов. Говоря более предметно, у них получается делать термоядерную смесь из блэка, трэша, хардкора и старого классического хэви-метала, разбавляя экстремальную тяжесть и членовредительский вокал с приятной «оуеееееее»-мелодичностью. Вышедший шесть лет назад одноименный альбом стал одним из самых ярких метал-дебютов 21 века, а в 2013 году наследник Meir, несколько сместив акценты от тяжести в мелодику, только закрепил успех уникального коллектива. Прошло еще три года, окончательно сменился лейбл, Курт Баллу уже не сидит за звукорежиссерской консолью — изменилось ли что-то в музыке?
Поначалу кажется, что нет: все еще норвежский язык, три гитары, взваленные друг на друга, рев Эрленда Хьельвика; бласт-биты чередуются с супер-груви проигрышами, под которые сразу хочется топать ногой в такт и играть на воображаемой гитаре. В моменты, когда баланс между двумя крайностями — «брутальный» блэк и «жизнерадостный» рок — удается соблюсти, Kvelertak звучат фантастически, прямо как мы любим: Bronesgud, Berserk и в особенности заглавный трек Nattesferd — все они станут совершенно идеальным саундтреком для быстрой езды по какому-нибудь пустынному хайвэю. А вот потом начинаешь замечать отличия. Самое очевидное — довольно сильно изменился сам звук, продакшн, манера сведения (при этом основной тон инструментов сохранился) — теперь Kvelertak звучат тише, приглушеннее, слабее, но зато сбалансированнее и чище. Такой подход мог бы убить динамику прошлых двух альбомов, но на Nattesferd тому есть причина — крен в сторону среднетемповых хэви-метал композиций стал еще заметнее (а трэша-хардкора, соответственно, стало меньше). И вот по этому поводу у меня главная претензия к альбому.
Иногда Kvelertak настолько ударяются в ретро-тематику (Judas Priest, Van Halen, вот это все) , что звучат довольно предсказуемо и, самое страшное, устаревше. Самым хорошим примером тут послужит однообразный трек 1985, который зачем-то сделали первым синглом с альбома — ну это же реально очень скучно, нединамично, да еще и было сто раз. Другие «хэви-метал» треки (Svartmesse, Ondskapens Galaske) тоже вызывают двойственные ощущения. Исключение — девятиминутный Heksebrann, где несколько мощных билд-апов подряд выливаются в крайне цепляющий припев с женскими (!) подпевками, и закрывающий Nekrodamus, очень мощный мидтемпо-трек, где Хельвик, кажется, окончательно разрывает себе глотку.
Музыкантов понять можно: в третий раз выпускать одно и то же наверняка скучно, но я не могу отделаться от впечатления, что Kvelertak не сумели полностью реализовать свой новый, более мелодичный подход. Интересно, что будет дальше. [7]
Solar Deity — Reason To Stay
iTunes/GooglePlay
Московский квинтет Solar Deity шел к релизу своего дебютного альбома долго и, догадываюсь, мучительно: несколько лет на подготовку и сочинение, парочка предвосхищающих EP и синглов, почти год на запись и шлифовку — и вот, наконец Reason to Stay успешно выпущен и даже полностью исполнен вживую. И теперь уже можно уверенно сказать — все это было не зря.
Годы, минувшие с релиза самого первого EP The Way, точно не прошли даром, а Solar Deity набрались и техничности, и мастерства, и умений, сочинив гораздо более осмысленный и профессиональный материал, после которого тот самый EP останется реликтом прошлого для самых хардкорных фанатов и источником старых песен, исполняемых на концертах «на бис».
К текущему моменту группа окончательно избавилась от неподходящего ярлыка «стоунер с южным оттенком» и может характеризоваться более свободным «современным металом», куда также удачно встраиваются и хард-рок, и прогрессив, и классический хэви. Словно хвастаясь приобретенными навыками, Solar Deity начинает альбом с бронебойных Walls и Erased, где хитроисполненные риффы чередуются с мощными припевами. Уже на начальных треках на полную катушку используется, как мне показалось, любимая фишка группы — резкая смена темпа: бодрое начало уступает место грузному куплету, или наоборот, неторопливый припев резко ускоряется. Иногда этот прием работает отлично и добавляет разнообразия (см. примеры выше), а иногда вызывает вопросы, например хэви-метал-галоп и заключительная часть Means to an End. В целом, на Reason to Stay есть несколько, по моему мнению, неоднозначных моментов, когда песня вдруг отходит от курса и бредет куда-то в сторону, не очень понятную голове и уху — например, заглавный ураганный Reason to Stay с грувовым риффом только бы выиграл, избавившись от соло-интерлюдии, а Masked Men во второй половине немного топчется на месте. А вот какая песня полностью прошла мимо меня, так это Out of Line, с ее риффами на флажолетах из начала нулевых, арена-рок-припевом и отголосками раннего Мэнсона. К счастью, она такая одна.
Полная противоположность – трек Leaving It to Me, который для меня стал фаворитом всего диска: вязкий, атмосферный, техничный, с одной из самых интересных вокальных партий Сальникова и с безумным соляком в качестве бонуса. Когда все шестеренки Solar Deity на месте, механизм работает идеально. Следующая за этим Possibilities of Redemption, где группа решила полностью уйти в прог — также крайне приятная неожиданность с внезапными ритмическими сдвигами, неординарными риффами и странными гармониями. После этого Solar Deity немного меняет настрой и предлагает понятную прямолинейную Moving in Circles (в немного нетипичном размере ¾) и Tool-образную Masked Men (с довольно крутым припевом, кстати), после чего заканчивают не самой оригинальной, но крепкой «балладой о скупой мужской» — Silence.
Reason to Stay — амбициозный и качественный дебют, который постоянно пытается удивлять и предлагать что-то новое, но местами спотыкается на собственных кульбитах. Возможно, некоторые острые углы смогла бы исправить более деликатная и вдумчивая звукорежиссерская работа, тем более с подобным не самым простым материалом, но даже в таком виде это хороший рок-альбом, который я с удовольствием буду периодически переслушивать — и не потому, что это местное производство и support your local team, а просто из-за крутых песен. [7]