Пока мы внимательно изучаем различные музыкальные новинки 2017 года, вот заметки о трех дисках, вышедших в прошлом году — хорошая музыка, как известно, не стареет, а на плохую всегда найдутся свои ценители. Считайте этот выпуск «Тяжелой ноши» своеобразным бонус-треком к нашим основным лонгплеям.

Red Fang — Only Ghosts
iTunes/Google

Американский квартет Red Fang можно назвать «Mastodon пьяного человека»: группа вызывающе бородатых мужчин изрядно потасканного вида, которые в каждом клипе пьют пиво Pabst литрами, умеет примерно в равной степени и вдарить рока, и повалять дурака. Для удобства их окрестили «стоунером», что правда лишь отчасти: в их музыке нередким гостем бывает и обычный хэви, и классический хард-рок, и сладж, но все это перемалывается в труху. Отличительная особенность Red Fang — это добродушные весельчаки, которые не строят из себя крутых рокеров, зато любят подшутить и над металом, и над собой (см. почти все клипы). С одной стороны, подход не самый распространенный (хоть и ни в коем случае не уникальный), с другой — это становится тем камнем, который тянет Red Fang вниз вот уже второй альбом подряд.

Попробую объяснить: Murder the Mountains 2011 года был отличным, лучшим диском группы, в котором сочетались и тяжесть, и грув, и раздолбайство. В последующем Whales & Leeches первых двух компонентов стало меньше, зато третьего — больше. Новый альбом Only Ghosts демонстрирует ту же тенденцию без каких-либо заметных отклонений: музыка Red Fang, пытаясь быть лихой и, скажем так, «близкой к народу», с каждым релизом становится все более поверхностной, плоской и односторонней — как тусовщик в компании друзей, который в какой-то момент всех начинает очень сильно обламывать.

На альбоме есть моменты, когда коллектив действительно держит марку и крепким хватом держится за клевый грув — например, на открывающем Flies (с необычным атмосферным завершением), радиоформатном Shadows (обязательно посмотрите клип-пародию на «Хищника»), подвижном Cut it Short или резвом The Deep.

Еще хочу отметить трек из категории «странный», который наверняка вживую будет исполняться очень редко, но в записи звучит необычно — это мрачный I Am a Ghost, где грубый рык гитариста Брайана Гайлса как нельзя к месту (чего, кстати, не скажешь о многих его выступлениях на других песнях). Все остальное время Red Fang мотает от незначительных побрякушек (No Air) с дурацкими рефренами и текстами (Not for You) до откровенной скуки (The Smell of the Sound) или просто слишком шаблонной и знакомой формулы (закрывающий Living in Lye).

Даже не знаю, что следует предпринять группе, чтобы совершить новый качественный рывок: то ли собраться с мыслями и напустить серьезности, то ли наоборот, с головой прыгнуть в свистопляски. Потому что мы уже второй альбом подряд убеждаемся, что совмещать эти два подхода без потери качества у Red Fang не получается. [5]

Every Time I Die — Low Teens
iTunes/Google

Страшно подумать, но Every Time I Die существуют уже целых 18 лет. Обычно за такой срок играющие в подобном жанре группы или распадаются, не выдерживая нагрузки, или превращаются в самопародию и существуют в изолированном фан-загоне. С пятеркой бешеных рокеров из Буффало, Нью-Йорк история намного радужнее: они не только умудрились приобрести заметную популярность, но и избежали творческой стагнации. Да что уж там, вышедший два года назад Every Time I Die вообще стал качественно новым этапом в их карьере. Отчасти поэтому у меня были некоторые опасения насчет недавнего Low Teens: как можно переплюнуть свою лучшую работу, не бросаясь при этом в лютые эксперименты? В общем, забегая вперед скажу, что переплюнуть не удалось, но это ни разу не плохие новости.

From Parts Unknown был эффектным проявлением силы и мощи, музыкальным слепком коллектива на пике своей творческой формы, очень энергичной и уверенной записью. У Low Teens несколько другой эмоциальный фон, менее радужный, хотя все классические элементы, любимые фанатами, тут есть: и душераздирающий вопль Кита Бакли, и быстрые и очень техничные риффы, и развязный грув, инструментальное мастерство и, конечно же, созданные для шумных вечеринок песни в жанре «еее рок» (здесь самым ярким примером стала приблюзованная Two Summers).

В декабре 2015 года у находящейся на седьмом месяце беременности жены Кита Бакли начались страшные осложнения, и ситуацию удалось спасти благодаря непростому (как написал сам Бакли, «Я видел вещи, которые не должен был видеть ни муж, ни отец») хирургическому вмешательству. Все, к счастью, обошлось, и сейчас Бакли наслаждается отцовством, но на какой-то момент он оказался один на один со вполне реальной возможностью потерять семью и остаться в одиночестве.

Такой эмоциональный опыт не мог пройти незамеченным, поэтому на Low Teens он все реже острит и язвит и все чаще касается личностных, сугубо персональных тем и мыслей, далеко не всегда оптимистичных. Из-за этого и альбом звучит более грубым, хаотичным, иногда даже довольно мрачным: диссонирующий трек Petal с чудовищно мощным брейкдауном и странными риффами хорошо это иллюстрирует, а открывающая Fear and Trembling, например, вообще обрушивается с тяжестью, присущей дум-металу.

Иногда Every Time I Die позволяют себе блеснуть неожиданно длинными песнями, и в этот раз получилось удивительно хорошо: Religion of Speed начинается с бодрого акустического проигрыша, срывается в жесткий стоунер с чистой рок-подачей Бакли и периодически прыгает по темпу и динамике; закрывающая Map Change вообще стала для меня большим сюрпризом: нечасто группе удается настолько удачно совместить привычную хардкор-панк подачу, крайне приятный, мелодичный и в какой-то степени лиричный припев с заводным поп-панк проигрышем, да еще и сделать из этого отличный закрывающий трек для альбома. Также приятно удивило гармоничная коллаборация с вокалистом поп-рок группы Panic! at the Disco Брендоном Ури на главном радиосингле с альбома It Remembers.

Встать в один ряд с From Parts Unknown альбому Low Teens не позволяет отсутствие чего-то действительно качественно нового — даже в рамках стиля группы, — а также несколько не то чтобы проходных, но недоработанных треков (C++, I Didn’t Want to Join Your Stupid Cult Anyway и 1977). Тем не менее, это еще одна крайне сильная работа коллектива, который вопреки времени и тенденциям умудряется не терять позиций. [8]

John Frusciante — Foregrow EP
iTunes/Google

Бывший гитарист Red Hot Chili Peppers Джон Фрусчанте давно обитает в какой-то своей вселенной, где нет музыкального бизнеса, туров (Джон не вытупал на публике уже много лет) или обязательств перед рекорд-лейблами. За последние семь лет Фрусчанте практически полностью посвятил себя электронике, оставив в стороне гитару, заново учился сочинять музыку — в какой-то момент он сказал, что у него «нет аудитории» в том смысле, что он сочиняет музыку без каких-либо ориентиров и мыслей о том, кому она может понравиться. Записывает просто потому, что может и хочет. Foregrow — это сборник из четырех композиций, который лейбл Acid Test выпустил к Record’s Store Day. Все треки были записаны примерно в 2009 году, когда Фрусчанте выпустил свой финальный «рок»-альбом The Empryrean и резко переключился на программирование звуков и дотошную нарезку сэмплов.

Если вы слушали сольные работы Фрусчанте пост-2009, то знаете — это крайне сложная, неформатная музыка, которая существует по своим законам. В Foregrow тоже чувствуется это желание максимально отдалиться от стандартных песенных структур и даже дальше — от мелодии, четкого ритма и продуманной структуры. Это больше похоже на «электронную импровизацию», где каждый звук расставлен вручную.

Заглавный трек — самое доступное, что может предложить этот EP: стрекочащий электронный бит, гуляющий туда-сюда вокал, синтезаторные стаккато и массивные биты под конец. По стилю и продакшену это больше всего похоже на упрощенный фрагмент PBX Funicular Intaglio Zone. После этого идет разворот на 180 градусов и Expre’act, самый непонятный и авангардный трек, где темп подобен пьяному в слюни рейверу — шатается туда-сюда, ускоряется и тут же замедляется, при этом постоянно происходит какая-то бомбардировка случайными нотами; это, конечно, не мешанина, две линии более-менее перекликаются между собой, но удовольствия от прослушивания не получаешь. Lowth Forgue больше всего вызывает танцевальные ассоциации, словно в минималистичный транс-трек добавили эпилептические афробит-ритмы — комбинация в меру интересная и музыкальная, но действительно раскачивается под конец, когда в композицию встраиваются тона помрачнее, едкие соло-партии и синтезаторный бас прямиком из 80-х.

Заключительный Unf — самая яркая инструменталка с многочисленными гитарными партиями и соло (пропущенными через сто фильтров, естественно), довольно прямолинейным подвижным битом (насколько «прямолинейно» и «подвижно» может быть у Фрусчанте), оживленными синтезаторами под конец. В общем, в отличие от занудного нескладного Trickfinger, Foregrow звучит гораздо более осмысленно и доступно. Пусть это и песни, которым восемь лет. [6]