15 мая стукнуло 25 лет альбому Orchid — дебютнику великой шведской группы Opeth. Все эти годы она известна своим профессионализмом и дикими жанровыми экспериментами на стыке прога, джаза и метала. Это одна из тех групп, которые должен послушать каждый увлеченный музыкой человек. Правда, понять и полюбить музыку Opeth не так уж и просто. Этот компактный гид поможет новичкам распробовать группу, а бывалым фанатам даст повод поспорить в комментариях.

Что это за группа и почему в нее нужно «въезжать»?

Opeth собрались в Стокгольме в 1989 году и начинали как хардкорная блэк и дэт-метал-банда. Нынешний вокалист и лидер банды Микаэль Окерфельдт присоединился к Opeth почти сразу и довольно быстро превратил ее в свой личный проект. Во многом из-за этого поначалу в группе довольно часто менялись музыканты. Да и потом текучка была регулярный — бывало, что Окерфельдт прямо увольнял музыкантов. Так, например было с басистом Йоханом Дефарфаллой в 1996 году. Сам Окерфельдт изначально отвечал за гитары, обязанности вокалиста он возложил на себя только в 1992 году, когда из банды ушел оригинальный фронтмен.

Группа раскачивалась довольно долго. Как потом вспоминал Микаэль — все хотели стать большими рок-звездами, но все равно продолжали играть музыку «для себя». Только в 1994 году музыканты подписали контракт с британским блэк-лейблом Candlelight Records (Emperor, At the Gates) и приступили к записи альбома Orchid. Работу они завершили в том же году, но диск был выпущен в Европе лишь 15 мая 1995 года. На локальном уровне это был моментальный успех, а уж как критики альбом расхвалили — и заслуженно! На мировом уровне группа выступила лишь к третьему альбому — My Arms, Your Hearse. После него же Opeth ушли с лейбла, не желая находиться «в тени Emperor».

Микаэль Окерфельдт в 2016 году.

Дебютник сразу определили вектор группы. Блэк, дэт и прочий метал у Opeth перемешивается с прогрессивом в духе семидесятых, джазом, эмбиентом и акустическим фолком. И это если совсем глубоко не закапываться. Такое обычно называют авангардным роком или сводят определение к «прогрессиву». И в нашем случае это справедливо, ведь центр звучания Opeth — это именно прог, с самого первого альбома, несмотря на его агрессивность. Микаэль вообще любит сочинять музыку вдумчиво, спокойно и в итоге песни вбирают в себя этот настрой, даже если они быстрые и тяжелые. О важности прогрессива в творчестве группы Окерфельдт однажды высказывался достаточно четко:

«У Opeth есть традиция — называть свои альбомы в честь групп прогрессив-рока 70-х. Blackwater Park — так называлась немецкая хард-рок-группа, которая выпустила в 1971 году свой единственный альбом Dirt Box. Фраза «My Arms Your Hearse» взята у эйсид-фолк группы Comus, а Still Life — это отнюдь не песня Iron Maiden, а малоизвестная прогрессив-рок-команда 70-х. У нас много общего с психоделической и прогрессивной музыкой 30-летней давности. Тогда на первом плане стояла именно музыка, а не имидж группы. И сама музыка была более спонтанной, экспериментальной. Именно такими мы видим себя, и такими нас видят многие люди».

Во многом на звук повлиял и легендарный продюсер Дан Сванё, известный по группам Bloodbath и Edge of Sanity. Opeth и сейчас плавают в этом авангардном миксе, усиливаясь то в одном жанре, то в другом, а то и во всех сразу. Иногда все это перемешивается, а иногда элементы внезапно заменяют друг друга в песнях — типично-блэкерский фрагмент с гроулом Микаэля может резко отступить, освободив место мелодичному фолк-проигрышу минут на пять. А потом в композицию также резко врывается какой-нибудь классик-метал. При этом продолжительность песен на ранних альбомах чаще всего не меньше десяти минут, а иногда треки растягиваются и до двадцати. Альбомы у Opeth длятся по часу-полтора, так что на всю их дискографию уйдут целые сутки прослушивания. 

Собственно, это как раз и есть самые прочные стены на пути к пониманию музыки Opeth: дикая контрастность многих песен и их затянутость. Поэтому к знакомству с творчеством группы лучше подойти с умом — в три простых шага.

Шаг первый: послушать подборку синглов Opeth

Opeth — банда больше нонконформистская. Микаэль действительно думает о творчестве, а не о продажах и ожиданиях индустрии. Группа даже в мировые туры до начала нулевых не ездила. У Микаэля, к слову, к турам до сих пор неоднозначное отношение:

«Тур для меня — агония. Я сижу дома и не хочу никуда… Серьезно, ожидание выезда просто чудовищно. У меня дома есть подруга, две дочери, два кота, которых я не хочу оставлять. А придется. Да, безусловно, мне нравится играть с ребятами, быть на сцене, но все равно постоянно находишься в неуравновешенном душевном состоянии. Больше всего в гастрольной жизни я люблю минуты, когда нахожусь на сцене; ну и еще когда после шоу мы собираемся в гримерке и обсуждаем, как что прошло. Без всего остального я бы определенно мог обойтись».

А когда Opeth подписались на мейджор-лейбл Roadrunner, они не прекратили свои эксперименты и продолжили пилить бесконечно длинные песни. Однако для синглов Opeth все же стабильно выбирали самые «хитовые», и не слишком контрастные песни. Кроме того банда сингловые версии своих композиций чаще всего обрезала под радиоформат — хотя бы до пяти минут. Подборка синглов отлично репрезентует все лучшие стороны Opeth. Она разнообразна и не слишком затянута, позволяет проследить эволюцию звука группы. Идеальная точка входа. 

Синглы в плейлисте я расположил в обратном порядке, чтобы от более легких, вылизанных и мелодичных композиций позднего творчества Opeth спускаться к жестким песням начала нулевых. В версии для VK включены преимущественно сокращенные версии треков, а в версии для Apple Musiс все песни в альбомном варианте — поэтому там плейлист растянулся аж до двух с половиной часов (при том, что в нем нет двух не-альбомных синглов). Единственный минус синглового плейлиста — он не затрагивает творчество группы 90-х, так как первый сингл у Opeth вышел только в 2001 году.

Шаг второй: послушать и посмотреть живые выступления Opeth

Пункт в некотором роде опциональный, но я считаю, что хорошую рок-группу во многом определяет ее живое звучание. И Opeth выдают шикарные лайвы. Они не из тех музыкантов, что устраивают шоу со взрывами и прыжками на сцене. Их выступления проходят спокойно и сосредоточенно, но звук при этом — не докопаешься. Исполнение всегда качественное, отточенное почти до идеала. Убедиться в этом можно, послушав один из четырех концертных альбомов группы — а лучше все сразу. 

А еще лучше — не только слушать, но и смотреть. На ютуб-канале группы можно найти достаточно отличных лайв-версий песен. Но я советую ламповый концерт 2017 года в немецком Гельзенкирхене. Он относительно свежий и позволяет оценить текущую (отличную) форму группу. Тут же приличный звук и сбалансированный плейлист — хватает и легкости и сатанинской тяжести. 

Шаг третий: послушать тройку лучших альбомов Opeth

Вопрос, какие альбомы в дискографии группы лучшие — спорный. Потому что плохих альбомов у Opeth не было никогда, а из хорошего выбирать всего труднее. Я постарался выбрать три диска, отталкиваясь не только от своих вкусов, но и от их значимости в дискографии группы.

Damnation (2003)

Этот альбом был записан одновременно с довольно агрессивным диском Deliverance. Более того, изначально Damnation должен был стать его частью, но в итоге было решено выпустить пластинку отдельно. И это было правильное решение, хоть разница всего в пять месяцев между релизами смотрелась странно.

Damnation — самый легкий альбом Opeth, наполненный меланхоличными песнями с шикарными басовыми партиями. Настроение у диска такое, что он мог бы стать саундтреком Silent Hill или Max Payne. К тому же этот релиз — до сих пор одна из лучших вокальных работ Микаэля Окерфельдта. Манерой и голосом он здесь напоминает то Марко Сааресто из Poets of the Fall, то Мэйнарда Кинана из Tool и A Perfect Circle. Но несмотря на общую легкость и сильный упор на акустику, фирменная джазовость группы на месте. 

In Cauda Venenum (2019)

Самый свежий, самый комплексный, но в то же время сдержанный альбом группы. Единственный минус диска — его сильная политическая направленность, но это если вы любите вслушиваться в подтекст лирики. In Cauda Venenum — довольно мягкая пластинка. Ее агрессивные элементы держатся на классическом метале, а не на блэке, как в старых альбомах Opeth. Тут даже экстрим-вокала нет. Основный упор сделан на мелодичность, клавиши и прогрессивность композиций. Это очень техничная, сложная по структуре музыка, которая удивительно легко ложится на слух. Даже продолжительность песен Opeth здесь подобрали — самый долгий трек упирается в жалкие для группы восемь с половиной минут.

К такому звуку группа шла последние десять лет, еще с альбома Heritage 2011 года. Некоторые хардкорные фанаты группы продолжают обижаться на Opeth из-за перевеса прогрессив-составляющей и отсутствия экстрим вокала, но Микаэль в этом плане неумолим: 

«В музыке, если вы привыкнете к определенному звучанию группы, и вам оно нравится, вы и вправду не захотите, чтобы что-то поменялось. Есть множество коллективов, которые не менялись по 40 лет. Мне кажется, что у них есть куча новых записей, но фанаты слушают чертовски старые вещи. Все более-менее новое, на самом деле никому не нужно. Даже если это тот же звук. И в этом мы выигрываем. Если бы мы никогда не менялись и сохранили все элементы первого альбома, то 20 с лишним лет спустя наши фанаты вряд ли были бы счастливыми. Но это вовсе не проблема, потому что такого не случится. Потому что суть Opeth — это не дэт-метал вокал. Суть Opeth — это перемены».

Но главная особенность диска — его можно послушать не только на английском, но и на родном для Микаэля шведском. Атмосфера всех композиций от этого сильно меняется, так что именно наличие аутентичной шведской версии — главный повод включить In Cauda Venenum в подборку.

Blackwater Park (2001)

Самый мощный альбом группы, показывающий ее лучшие стороны тех времен, когда Opeth еще не начали отказываться от дэт-метала. Хотя это все равно мелодичный диск, на котором Микаэль выдает отличные партии чистым голосом. Здесь же, через тексты, он больше раскрывается как личность, говорит о своих переживаниях, собственной отрешенности и страхе перед незнакомцами. Но в то же время здесь хватает пробивающей тяжести, мрачных блэкерских риффов, скрима и гроула в стиле первых записей группы.

Но в отличие от первых альбомов, смешение жанров на Blackwater Park у группы вышло более гладким и размеренным. Этот альбом идеально готовит уши к материалу Opeth из 90-х. Он буквально подводит черту под ранней музыкой группы. И благодарить за это стоит продюсера записи Стива Уилсона. Вот что о нем говорил Микаэль:

«Самое большое отличие между последними двумя нашими дисками заключается в продюсировании. В этот раз мы работали со Стивом Уилсоном, который нам очень помог в экспериментах со звучанием. Музыка для Blackwater Park была написана так же, как и раньше, но до этого эксперименты со звуком нас особо не интересовали. Хотя, конечно, интересовали, но мы этим не занимались просто потому, что не знали, как их можно было реализовать технически. Стив же справился с этим без проблем».


На этом этапе вы либо влюбитесь в музыку Opeth, либо окончательно поймете, что это не ваше — все на свете полюбить невозможно. В первом случае можно переходить к неторопливому прослушиванию всей дискографии, начиная с самого первого альбома. Музыку Opeth нужно смаковать, вслушиваться в детали и гармонии — а на это уйдет не один десяток часов!