Когда ты устраиваешь прощальный вечер – увольняешься с работы, переезжаешь, заканчиваешь карьеру, неважно – то есть два способа, как себя вести. Первый – заявиться в костюме, мило побеседовать, рассказать парочку интересных поучительных историй и разойтись. Второй – нажраться, вмазать давнему неприятелю, насрать на стол и покинуть помещение ползком. Большинство предположит, что прощальный вечер Игги Попа, которого уже давно по умолчанию называют “дедушкой панк-рока”, пройдет именно по второму сценарию. Но финальный диск легендарного музыканта настаивает скорее на первом варианте.
О том, что Post Pop Depression станет последней работой Попа, стало известно всего пару недель назад – как заявил сам Игги, после нее он, скорее всего, “прикроет лавочку”. За плечами у него около 20 альбомов, на лице – заработанные за 68 лет шумной жизни морщины, а в голосе отражаются десятилетия. Это человек, который в возрасте 22 лет сумел изменить лицо поп-музыки (хотя тогда, в 1969-м, это лицо страшно морщилось) под аккомпанемент The Stooges. Поэтому когда кто-то подобный зовет тебя на последнюю встречу (а альбом – именно что приглашение), то ты послушно идешь и слушаешь.
Рассказать Игги Попу действительно есть что, хотя вся немногочисленная конкретика на Post Pop Depression намеренно распылена на метафоры, монохромные образы и крайне емкие, колкие строки. Он, как бы избито это ни звучало, подводит итоги собственного пути, рефлексируя на тему извечных вопросов о любви, сексе и женщинах, довлеющей социальной ответственности, публичного образа жизни и поп-культуры, непрекращающейся борьбы за выживание и, конечно же, смерти. Последняя тема сигаретным дымом окутывает все треки, из-за чего постоянно ощущается какая-то духота, амтсофера фатальности и конечности. При этом Поп на удивление меток в выражениях, его слегка напряженный, но уверенный и будто бы уставший голос заставляет поверить – человек точно знает, о чем говорит.
Но Игги не был бы самим собой, если бы просто сделал то, чего от него ждут. Вместо джазовых свингов (последнее увлечение музыканта) или грохочущих аккордов The Stooges он приходит на малоизвестный инди-лейбл, прихватив с собой Джоша Хомма из Queens of the Stone Age в качестве продюсера и со-композитора, а также Дина Фертиту (QOTSA, The Dead Weather) и Мэтта Хэльдерса (барабанщик Arctic Monkeys) – и выходит из своей зоны комфорта.
Материал был записан за две-три недели в заднице мира, в пустынном местечке под названием Joshua Tree, в полной секретности, а получившиеся песни намеренно избавили от перегруженных аранжировок, «цифровой магии” и прочей ненужной шелухи. Post Pop Depression звучит лаконично и скромно, иногда даже чуточку бедно – из-за чего, кстати, некоторые критики начали ныть, мол, “скучно” и “заунывно”. Действительно, все сорок минут поначалу звучат крайне ровно, но это один из тех альбомов, который обрастает вокруг тебя постепенно – и ты начинаешь подмечать и мрачный грув American Valhalla, и смертоносную сексуальность In the Lobby, и заводной фанк Sunday или хоррор-вестерн-эстетику Vulture.
Ритмический дуэт Фертиты и Хэльдерса гоняет кровь по венам Post Pop Depression, а психоделическая, въедливая гитара Хомма создает воздух, нужный Попу для пения. При этом между Игги и Джошем чувствуется не конкуренция или раболепие второго перед первым, но взаимоуважение, готовность ненадолго отойти в тень во благо песни или, наоборот, вломиться с ярким соло, подчеркивающим лирику. В музыкальном смысле альбом приземляется где-то между ранними сольными работами Игги The Idiot и Lust For Life (этому периоду работы с Боуи здесь посвящена недвусмысленная German Days) и (относительно) поздними экспериментами Хомма (Them Crooked Vultures, последний диск QOTSA). Короче, это не тот альбом, который выбьет из вас все дерьмо при первой же возможности – его нужно слушать и в него нужно вслушиваться.
На финальном треке Paraguay, который начинается с крайне расслабленного среднетемпового мотива, Игги мечтает о том, как уедет в (метафорический) Парагвай, “не заскочив попрощаться”, подальше от всего, что его достало. И ты уже думаешь: “Ну все, дед совсем обмяк, чертовы дети валите с моего газона и т.п.” — как вдруг стартует вторая половина трека. Группа начинает колотить по инструментам, музыка постепенно превращается в хаос, а Игги уже даже не поет, а просто выкрикивает то ли оскорбления, то ли проповедь. И хотя в этой гневной тираде есть доля сарказма (“Буду жить под деревьями / со своими слугами и телохранителями, которые любят меня / вдали от критики и манер и всего такого”), финальные минуты напоминают, почему Игги называют дедушкой панк-рока. Он хоть и в костюме и при манерах, все равно может отвесить хорошего тумака. Еще один аргумент, чтобы слушать Post Pop Depression крайне внимательно. Если это и вправду последняя полноценная работа музыканта, то свой творческий путь он закончил действительно красиво.
Post Pop Depression поступил в продажу 18 марта и доступен на iTunes и Google Play.