4 марта 2022 года американская сладж-группа Crowbar выпустила новый, первый за 6 лет альбом — Zero and Below. Группа на сцене уже почти 35 лет — и это явно не тот коллектив, от которого стоит ждать экспериментов. Все эти годы они проповедует тягучую тяжесть и своей музыкой полностью оправдывают собственное лаконичное, злое название. Crowbar бывает физически тяжело слушать, но в правильное настроение они попадают идеально — а сейчас у многих настрой как раз полностью подходящий.

Кто такие Crowbar и откуда они взялись?

Crowbar — это не столько группа, сколько сольный проект гитариста и вокалиста Кирка Уиндстейна (сейчас он единственный оригинальный участник группы), лысого бородача, который всем своим видом показывает, чего стоит ждать от его музыки. Его совершенно заслуженно называют крёстным отцом нью-орлеанского сладжа, да и сладжа вообще.

На андеграундной сцене Кирк начал крутиться ещё в 1985 году, но настоящем стартом его карьеры можно считать 1988 год, когда он присоединился к хардкор-банде Shell Shock. Впрочем, при Уиндстейне группа начала склоняться к кроссовер-трешу и экстрим-металу в самом широком смысле, сам Кирк говорит, что на него сильнее всего повлияли легендарные Celtic Frost.

В том же году, вскоре после выпуска дебютника No Tomorrow, банда оказалась на грани распада из-за того, что гитарист группы совершил самоубийство. Несколько лет Shell Shock тасовали состав, меняли названия и искали свой звук, смешивая хардкор-панк с думом. В Crowbar банда превратилась только в середине 1991 года. Годом ранее группа даже успела окончательно развалиться, но в итоге всё-таки восстала из пепла.

Судьба Crowbar плотно переплетена с «Пантерой»

Первый альбом Crowbar — Obedience Thru Suffering 1991 года особого успеха не имел, но тогда и речи не шло ни о каких мейджорах и нормальном продвижении. Однако на локальной сцене банда ещё в начале 90-х стала хедлайнером сладжа. Да и сам сладж как жанр только оформился — под ним обычно понимается как раз смесь хардкора и дума, но конкретно Crowbar этот микс сдабривали ещё и грувом с яростным маскулинным южняком.

Второй, одноимённый альбом Crowbar 1993 года продюсировал друг детства Кирка Уиндстейна — Фил Ансельмо. Он в то время был вокалистом Pantera, королей грув-метала, подходящих к пику своей популярности. И вот это был успех — продажи улетели в небо (по меркам андеграунда, конечно), туры с «Пантерой» распространили популярность на все Штаты, клипы Crowbar попали на MTV и даже в одну из серий «Бивиса и Баттхеда». Своё место в истории Crowbar застолбили. Позже Кирк Уиндстейн вместе с Филом Ансельмо основал супергруппу Down, в середине десятых он её покидал, но в 2020-м вернулся.

«Я не могу сказать, что когда-то чувствовал себя рок-звездой или когда-либо буду, но ближе всего это ощущение было, когда видео на All I Had (I Gave) было показано на MTV. Тогда программа Headbanger’s Ball ещё была действительно чем-то особенным. Я скромный человек, и я пришёл сюда не для того, чтобы стать рок-звездой, но увидеть себя на MTV — это сюрреалистично» — Кирк Уиндстейн, вокалист и гитарист Crowbar

Если вы слышали хоть один альбом Crowbar — вы слышали все альбомы Crowbar

Все эти годы Crowbar остаются в палате мер и весов сладжа: если какая-то группа похожа на Crowbar — это сладж. Разве что продакшен улучшается, ранние альбомы были более лоуфайными и менее плотными, из-за чего местами походили на диски настоящих основателей дума — Black Sabbath.

Zero and Below парадигму не меняет — тут у нас в очередной раз классические Crowbar. Так что если никогда их не слышали, можно спокойно начинать и со свежей пластинки. Это депрессивная, тяжёлая, тягучая музыка, под которую ни о чём хорошем думать не получается. Как сказал Баттхед: «Эта музыка медленная и жирная». Она идеальна, когда хочется не приободриться, а опуститься на дно, подкормить свою безнадёгу и печаль — а это тоже своего рода терапия. Бас гулко бьёт по голове, гитары не просто создают стену звука, а давят со всех сторон как одиночная камера. Ну а Кирк Уиндстейн в каждом треке эмоционально ревёт как в последний раз.

Но в песнях Crowbar неизменно есть и динамика. Треки неоднородные — они то ускоряются, то замедляются практически до нуля. Иногда группа освобождает пространство для мелодичных минорных соляков и даже для гипнотического чистого пения Кирка, который в такие моменты напоминает Салли Эрну из Godsmack (самый яркий пример на новом альбоме — песня Denial Of The Truth). Поэтому Crowbar — это грустно и тяжко, но не скучно.


Crowbar — это островок стабильности для всех любителей классического сладжа. Но дослушав Zero and Below, лучше погрузиться не в старые (прекрасные!) альбомы Crowbar, а послушать сольный диск Кирка Уиндстейна — Dream In Motion 2020 года. Это чуть более лёгкая, мелодичная версия Crowbar, можно даже сказать «балладная». Она поможет оттолкнуться от дна и увидеть самого Кирка с новой стороны. В звуке Dream In Motion сладж нередко вытесняется думом из 70-х и классическим металом в лучшем его виде.

«Это более лёгкая сторона моей писательской личности, но с такими же эмоционально тяжёлыми и угрюмыми вайбами. Она не агрессивная, как Crowbar. Гораздо более непринуждённая музыка, но по-своему тяжелая» — Кирк Уиндстейн, вокалист и гитарист Crowbar

«Это как если бы Slayer раньше назывались KISS»: как Pantera выросла из глэма и уничтожила его