174 года назад бельгийский изобретатель и музыкант Адольф Сакс изобрел саксофон. И среди духовых это самый сексуальный и чувственный инструмент, звук которого, правда, понять могут не все. Самый простой способ отметить это событие — послушать джаз, ведь этот жанр теснее всего связан с саксом. Но легких путей мы, как обычно, не ищем, поэтому будем слушать еще и экстремальный метал с саксофоном.
В тяжелой музыке этот инструмент не очень распространен, но выбрать все же есть из чего. По касательной мы этой темы уже касались в подборке джаз-метала, но почему бы не послушать еще пятерку отличных групп, раз повод есть?
SHINING (NOR)
Мощнейшая джаз-метал-группа, до которой сложно докопаться из-за более известных блэкеров из Швеции с тем же названием. Лидер норвежского «сияния» — Йорген Мункебо — вокалист, гитарист и саксофонист в одном лице. Большая часть метал-групп, постоянно использующих саксофон, играют что-то совсем авангардное и экстремальное, в духе фри-джаза, но с дисторшеном и адскими воплями. Вот и Shining туда же. Хотя в последние годы они смягчились до хард-рока с экспрессивным и мелодичным экстрим-вокалом. Впрочем, вместе с тем и саксофона в их песнях стало меньше. А вот на самом известном альбоме банды — Blackjazz 2010 года — экспериментов, сакса и сложного ломанного джаза хватало.
Naked City и Painkiller
Но если уж говорить про настоящий метал-авангард с саксофоном в центре, не обойтись без проектов Джона Зорна — Naked City и Painkiller. Зорн — признанный американский авангардист и саксофонист-виртуоз, известный не только на метал-сцене. Но в рамках этих двух групп он соединил фри-джаз с грайндкором. Саксофон здесь звучит по-настоящему жутко: он ревет и бьется в конвульсиях, бьет по ушам копьями пронзительного шума похлеще любого экстрим-вокала (а ведь и он тоже присутствует). Но в этом и прелесть музыки Зорна.
Crossing the Rubicon
Саксофон нередко можно услышать в отдельных песнях групп, играющих прогрессив-метал — у тех же Tesseract, например. Но эта прогрессив-банда из Огайо использует сакс на регулярной основе. В их музыке можно, конечно, и крутейшие риффы услышать, но саксофон всегда остается на виду, фактически заменяя вокала. В этом, собственно, и прелесть инструмента. По степени выразительности и эмоциональности он почти ничем не уступает человеческому голосу.
Ihsahn
Исан — культовый для блэк-метал-сцены норвежский музыкант. В 1991 году он основал группу Emperor, которая на сегодня уже стала классикой жанра. Но он также известен и своим сольным творчеством. Под собственным именем он выпустил семь студийных альбомов и на двух из них — After и Eremita 2010 и 2012 годов — как раз наиболее активно используется саксофон. Также его можно услышать в треках со свежего EP Исана — Telemark. В отрыве от сакса звучат диски как качественный, близкий к классике хардкорный блэк, перемешанный с думом (а на Telemark и бодрый, свинговый хэви добавился). Ну а запилы на саксофоне, которые исполнил Йорген Мункебо из Shining, делают песни с одной стороны более сатанинскими, а с другой — придают им «благородства».
Yakuza
Группа из Чикаго, с 1999 года успешно мешающая мрачный дум-метал и построк с джазом и этникой разных народов. Хотя в разные периоды творчества в их музыке можно было найти отголоски и гранжа, и индастриала, и ню-метала — иногда они и вовсе сильно напоминают Tool. Причем в их случае сакс и джазовые элементы поддерживают общую сумму инструментов, а не вылезают на передний план — это все-таки больше рок-музыка. Саксофонит и поет (очень хорошо поет!) в группе Брюс Ламонт, а среди источников вдохновения музыканты банды называют King Crimson, Pink Floyd и эфиопскую музыку.