Не так давно я рассказывал об одной из самых знаковых и просто крутых метал-групп девяностых — Pantera. В том же тексте я обмолвился, что у вокалиста «Пантеры» Фила Ансельмо было столько сайд-проектов и других банд, что наберется на отдельную статью. Пришло время это доказать. На мелочи размениваться не будем и поговорим о других группах не только Ансельмо, но и остальных участников Pantera. Брать будем только те проекты, в которые музыканты вписались во время или после «Пантеры», и которые они довели хотя бы до EP. Остальное либо опустим, либо упомянем вскользь, если есть за что.

Pantera

Rebel Meets Rebel

Один из самых интересных проектов музыкантов «Пантеры». Поэтому и идет в списке первым. В конце девяностых гитарист Pantera Даймбэг Даррелл познакомился с легендой кантри-музыки Дэвидом Аланом Ко. Музыканты быстро подружились и решили запустить совместный проект, в котором классическое кантри Ко встретится с диким металом «Пантеры». В сочинении и записи диска приняла участие вся «Пантера» кроме Фила Ансельмо. Музыканты работали над материалом не спеша: записываться начали в 1999 году, а закончили в 2003-м. Вышел же одноименный альбом и вовсе только через три года — на лейбле барабанщика Pantera Винни Пола. 

Ожидание того стоило. Диск Rebel Meets Rebel — это живой рок-н-ролл и пропитанный вискарем южняк (о том, что это за жанр, можно почитать в отдельном тексте), перемешанный с настоящим сельским кантри. Будто «Пантера» отправилась лет на сто назад во времени и залетела на амбарную вечеринку в самой глуши Техаса. Удивительно, как гармонично в такую музыку вписался голос Ко. Он на диске звучит так, словно всю жизнь рубил метал. Особенно учитывая, что Ко и трешовые риффы на гитаре исполнил с легкостью. Кроме того, только на альбоме Rebel Meets Rebel можно услышать самые бодрые и мелодичные соляки Даррелла. 

Damageplan

Многообещающая группа Даймбега Даррела и Винни Пола, не успевшая толком расправить крылья из-за трагедии. Браться Даррелл и Пол собрали новую банду в 2003 году, когда стало понятно, что «Пантере» все же пришел конец. До этого они уже играли без Фила и Рекса в кавер-лайв-группе Gasoline. На вокал позвали Патрика Лахмана, бывшего гитариста сольной группы Роба Хэлфорда из Judas Priest. А в качестве басиста к группе, уже после записи дебютника, присоединился Боб Зилла. 

Первый и единственный альбом группы — New Found Power — вышел в 2004 году. «Пантерные» треш-риффы на диске смешались с ню-металом (с элементами рэпкора!), тяжелым гранжем и металкором. На фитах — уважаемые Кори Тейлор и Джерри Кантрелл из Alice in Chains. Говоря коротко — диск звучал максимально современно, но с первых же нот можно было легко угадать, музыканты какой группы его записывали. Нашлось немало фанатов, которые музыку Damageplan оценили куда выше, чем проекты Фила Ансельмо и даже последние альбомы Pantera. 

К сожалению, история Damageplan закончилась в конце того же 2004 года. 8 декабря группа выступала в Коламбусе, Огайо. Спустя буквально минуту после начала сета, один из зрителей запрыгнул на сцену клуба и выстрелил в Даймбега Даррелла пять раз. Музыкант умер на месте. Преступник успел застрелить еще трех человек, но остальные музыканты не пострадали. Касательно мотивов этого преступления ходят разные слухи, но официальной версии нет. 

Hellyeah

Основатели Hellyeah — гитарист Nothingface Том Максвелл и вокалист Mudvayne Чад Грэй. Идею создания супергруппы они обсуждали еще с 2000 года, но по разным причинам затея постоянно откладывалась. Только в 2006 году состав группы почти сформировался, но не хватало барабанщика. Тогда-то музыканты и решили обратиться к Винни Полу. Тот согласился далеко не сразу. После трагедии в Коламбусе он вообще не был уверен, что готов вернуться к музыке. По его словам, ему становилось плохо от мысли о том, чтобы выйти на сцену без своего брата. Но участники Hellyeah были так настойчивы, что Пол все же сломался. В итоге он барабанил в группе больше десяти лет — до самой смерти в 2018 году. Винни Пол умер во сне, причиной стала ишемическая болезнь сердца. 

Hellyeah — самая известная и успешная группа, связанная с «Пантерой». С 2006 года и по наши дни банда активно турит, выпускает альбомы и остается востребованной. Не удивительно, что для всех участников Hellyeah из сайд-проекта превратилась в основную группу. Звук банды можно назвать продолжением традиций одновременно и Pantera, и Damageplan, и Mudvayne. В основе все тот же грув, треш и южняк, но элементы пост-гранжа, ню-метала и металкора тоже нередко вылезают на передний план. Получается круто.

Down

Если говорим о «южном метале» — сразу вспоминаем Down. Про эту группу я уже писал в небольшой подборке лучшего южняка. В рамках жанра это ультимативная банда. Кроме Фила Ансельмо из «Пантеры» в ней играют музыканты из Corrosion of Conformity и Crowbar, которые для южняка — самые большие иконы. Более того, большинство фанатов Pantera склоняются к тому, что Down — это прямой «сиквел» легендарной группы. Утяжеленный, качающий звук времен Cowboys from Hell, не теряющий фокуса на кантри и блюз-элементах, вокал Ансельмо — что еще нужно?

Down была основана еще в 1991 году, а дебютник Nola группа вышел в 1995-м, когда карьера «Пантеры» была в самом разгаре. В следующий раз проект ожил, когда Pantera уже загнулась, но музыканты еще не объявили об этом официально — в 2002 году. Тогда же вышел второй альбом группы — Down II. Down III релизнулся в 2007-м, а в 2012 и 2014 года вышли EP-диски — Down IV в двух частях. На сегодня Down — основная группа Ансельмо и самый долгоживущий его проект. Занятно, что несмотря на внутренние разногласия, развалившие «Пантеру», вместе с Филом в Down с 1999 по 2011 год играл басист Pantera Рэкс Браун. 

Superjoint Ritual

Группу Superjoint Ritual Ансельмо собрал в 1993 году. Однако в девяностых он все же был сосредоточен на Pantera, так что ничего, кроме демок Superjoint не выпускали. Зато когда Pantera распалась, Ансельмо сразу поднял Superjoint Ritual и уже в 2002 году вышел дебютный альбом группы — Use Once and Destroy. Но долго группа, к сожалению не прожила. Спустя год она выпустила второй альбом, а уже в 2004-м из-за разногласий внутри коллектива Superjoint не стало. 

Воссоединение случилось спустя десять лет под сокращенным именем Superjoint. Изначально музыканты планировали отыграть одно шоу, но в итоге они дали несколько концертов, выпустили в 2016 году третий альбом и даже в тур скаталась. Однако потом группа снова затихла, пока в 2019 году Ансельмо в интервью не заявил, что проект его больше не интересует. Так банда Superjoint была закопана во второй раз. 

Музыкально группа была максимально близка к «Пантере» середины девяностых, с небольшой примесью хардкор-панка. Разве что уровень хаотичности и тяжести Ансельмо задрал повыше — особенно на третьем альбоме. Эта пластинка в дискографии банды вообще впечатляет сильнее всего. Даже несмотря на то, что звучит как подборка несведенных демок «Пантеры» из 90-х. А может, и благодаря этому. 

Viking Crown

Проект Фила Ансельмо, стартовавший еще в 1994 году. Первоначально он состоял только из самого Фила под псевдонимом Антон Кроули. Он записывал все инструменты и вокал. Позже к Viking Crown присоединилась жена (теперь уже бывшая) Ансельмо Опал в качестве клавишницы. А затем подтянулся еще и Киллджой из Necrophagia в качестве вокалиста. Группа выпустила три альбома с 1999 по 2001 год, а затем развалилась. 

По звуку это смесь дэт-метала, блэка и грайндкора. Записано все максимально плохо, но так оно и задумывалось. Чистый сатанизм и насилие над вашими ушами — о чем, собственно, и песни на этих альбомах. Правда, стоит отметить, что на втором диске — Banished Rythmic Hate — довольно много атмосферных эмбиент-треков. Спустя годы в одном из интервью Ансельмо заявил, что проект был шуткой. Впрочем, шутка в кругах любителей такой музыки остается довольно уважаемой — у альбомов и продажи были хорошими. 

Ансельмо вообще активно интересуется самыми экстремальными жанрами метала. В девяностых он собирал блэк-метал-группу Christ Inversion, но дальше пары демок она не шагнула. Под конец десятилетия, снова с Киллджоем и другими музыкантами, он организовывал блэк-метал-банду Eibon, но выпустил в ее составе всего один трек — Mirror Soul Jesus. Судя по нему, там могло получиться что-то более адекватное, нежели Viking Crown. А все под тем же псевдонимом Антон Кроули он поигрывал на гитаре в Necrophagia. Ансельмо можно видеть и в самом легендарном клипе группы — Blood Freak.

Arson Anthem

Хардкор-панк-группа, в центре которой стоял Фил Ансельмо и Майк Уильямс из легендарной сладж-банды Eyehategod. Группа образовалась благодаря урагану Катрина, в котором Уильямс потерял все свое имущество. Он был вынужден на время переехать к Ансельмо. Вместе они много джемовали и слушали коллекцию Фила с ранними хардкор-записями. В результате они решили собрать группу — Фил выступил в качестве гитариста, а Майк взял на себя вокал. 

В 2008 году группа выпустила дебютный EP, а в 2010-м полноформатный альбом — Insecurity Notoriety. И да, это действительно хардкор-панк. Максимально агрессивный и тяжелый. Впрочем, примесь блэка можно услышать и здесь, Ансельмо снова не удержался. Жаль, что на единственном диске история проекта и закончилась. Никто не поругался, просто Ансельмо потерял интерес. Но больших планов изначально никто и не строил.

Scour

Scour — самый свежий из хардкорных проектов Ансельмо, который он собрал с уважаемыми в грайндкоре и дэт-метале музыкантами. Звук группы — классический блэк-метал, но с гроулом и криками в стиле «Пантеры». Ну и записано все качественно, а не на диктофон в подвале. Scour выпустили два EP — одноименный и Red — а в 2019 году вышел сингл, так что проект, кажется, все еще жив. 

Southern Isolation

Еще один «быстрый» проект Ансельмо. Группа собралась в 1995 году и выпустила всего один одноименный EP. Сам Фил выступил в качестве гитариста и дополнительного вокалиста, а на основной вокал позвал свою тогдашнюю жену Опал. Из других звезд на записи — Сид Монц, бывший барабанщик Crowbar. Единственный диск проекта — это приятный, мелодичный блюз-рок, иногда отдающий гранжем. Никакого экстрима на записи нет, все сделано качественно и приятно.

В схожем духе звучит еще один проект Фила — En Minor, в котором Ансельмо выдает непривычный для него низкий блюзовый вокал. Сам Фил говорит, что на сей раз вдохновлялся классикой готик-рока 80-х. Однако песни куда ближе все к тому же акустическому блюз-року для дождливого вечера, только еще и с добавлением виолончели. Звучит здорово, жаль, что кроме двух песен, выпущенных в 2019 году En Minor больше ничего пока не записывали.

Arms of the Sun

Самым заметным проектом бывшего басиста Pantera, конечно, стала группа Down, но этим его творчество не ограничивается. В конце нулевых Рекс в качестве басиста присоединился к группе Arms of the Sun. Информации о ней критически мало, известно лишь, что Рекс участвовал в записи тринадцати треков и покинул банду в 2011 году. Единственный альбом группы датируется 2009 годом и звучит как довольно типичный «мягкий рок». Немного кантри-рока, немного пост-гранжа и метала в стиле восьмидесятых с «бархатным» вокалом. Не слишком оригинально само по себе, зато от музыки «Пантеры» отличается довольно сильно.

Kill Devil Hill

Kill Devil Hill стала следующей группой Рекса, которую он собрал вместе с барабанщиком Винни Аписом, который ранее играл в Black Sabbath и Dio. Сам Апис описывал звук группы как смесь Black Sabbath и Alice in Chains с щепоткой Led Zeppelin. Как-то так банда действительно и звучит. Ну и примесь южняка, конечно, сложно не заметить — это преследуют большую часть проектов бывших участников Pantera. Группа существует до сих пор, но выпустила за эти годы всего два альбома — в 2012 и 2013 году. Апис покинул Kill Devil Hill в 2014 году. Для Рекса же банда на долгое время стала основной — он играл в ней до 2019-го.

Сольники


Фил Ансельмо

Под названием Philip H. Anselmo & The Illegals Ансельмо выпустил два сольных альбома — в 2013 и 2018 году. Звучат они, как перемолотая в измельчителе металлическая музыка Superjoint Ritual: очень сыро, грязно и тяжело. Что-то здесь осталось от «Пантеры», но блэка и дэт-метала на альбомах куда больше. Периодически звук становится совершенно нечитаемым, тонет в бластбитах, шуме и гутторале Ансельмо, доходя почти до грайндкора. Впрочем, даже это — не самая дикая музыка, которую записывал Ансельмо, он ведь и с Anal Cunt работал

Даймбег Даррелл

До полноценного альбома Даймбег так и не добрался. Однако на протяжении карьеры он все же успел записать несколько песен, в которых исполнил не только гитарные партии, но и вокальные. Среди известных: Caged in a Rage, Dime’s Blackout Society и шуточная Country Western Transvestite Whore. Но кроме этого Даймбег все же записал полноценный EP-диск с пятью треками — The Hitz. До релиза он добрался только в 2017 году. В сольном творчестве Даррелл больше тяготел к более легкому кантри-року, который местами почему-то отдает ранними Godsmack. На грув или треш Даймбег срывался редко, чаще вообще оставаясь в акустическом звуке. EP, к слову, звучит отлично и слушать диск можно просто ради удовольствия, а не только из-за исторической ценности. А песню Whiskey Road вообще сложно из головы выкинуть — готовый кантри-хит.

Рекс Браун

В 2017 году Рекс Браун выпустил свой первый сольник. На альбоме Smoke on This он играет на гитаре (не на басу) и поет — получается у него хорошо. Зря столько лет молчал! Звучит диско близко к тогдашней группе Рекса — Kill Devil Hill. Не особо оригинальный, но приятный хэви-метал из восьмидесятых, с хрипловатым вокалом, электроорганом и легкой примесью пост-гранжа. Атмосфера на альбоме очень плотная, а от «Пантеры» ничего не осталось — и черт с ним. Хитовые песни, с очень прилипчивыми риффами и мелодиями на диске тоже есть, например, What Comes Around и So Into You. Достойный релиз, хочется верить, что не последний у Рекса.