Сегодня ровно сто лет могло бы исполниться Рави Шанкару — гуру индийской музыки, ситаристу-виртуозу, который прославил этот инструмент на весь мир. И не только прославил, но и закрепил его в рок-музыке, разогрев интерес к этнике вообще. Это отличный повод немного поговорить о том, что такое ситар и как Шанкар его популяризировал. Но главное — послушать современную рок-музыку с ситаром.

Ситар — национальный индийский инструмент, устройством напоминающий лютню, по которой прошелся безумный инженер.

Главная особенность ситара в том, что кроме мелодических струн на нем присутствуют дополнительные — резонирующие. Благодаря этому и получается своеобразный, узнаваемый звук. Всего же струн у инструмента может быть от восемнадцати до двадцати одной. Гриф у ситара пустотелый, а резонаторов, в отличие от гитары, два — второй расположен на верхушке грифа, что тоже влияет на звучание. Инструмент вообще довольно заморочистый. 

В Индии ситар появился где-то в позднем Средневековье — с усилением исламского влияния. Однако он быстро стал национальным достоянием, а исполнение музыки на нем вписалось в индуистские духовные практики. Грубо говоря, ситар — священный инструмент, к которому принято относиться с большим уважением. В индийских традициях его полное освоение — цель недостижимая. Гуру ситара Алауддин Хан, у которого обучался и Рави Шанкар, говорил, что на освоение этого инструмента нужно потратить четыре человеческих жизни. 

Рави Шанкар родился в древнем индийском городе Варанаси.

Начинал он как танцор, гастролируя по Европе в труппе своего брата. С танцами он завязал на фоне Второй мировой войны, которая гастроли сделала невозможными. В 1939 Шанкар решил изучать индийскую музыку и стал учеником прославленного ситариста и духовного гуру Алауддина Хана. Он жил вместе с семьей Хана и тренировался пять лет — по слухам, по десять часов в день. 

После обучения у Хана Шанкар не только выступал на сцене, но занялся сочинением музыки. Он писал балеты, музыку для кино и локальных певцов. К началу пятидесятых на родине он уже был известным и уважаемым музыкантом и композитором. В пятидесятых он начал гастролировать по миру, поначалу, конечно же, выступая перед маленькими залами. В это же время он начал записывать и выпускать альбомы.

Рави Шанкар на фестивале Woodstock в 1969 году.

Поворотный момент наступил в 1965 году, когда судьба свела Шанкара с самими The Beatles.

На съемках фильма «На помощь!», в которых снимались все «битлы», кто-то декорировал одну из площадок ситаром. Инструментом заинтересовался Джордж Харрисон. Он буквально запутался в струнах и не понял, как на этом играть, что его интерес только разогрело. К этой истории можно относиться как к байке, но в любом случае — Харрисон действительно решил научиться играть на ситаре и принялся искать учителя. Говорят, что Рави Шанкара ему представили участники группы The Byrds. Они записывались на одной студии с Шанкаром, знали его музыку и были ей впечатлены.   

Харрисон обратился к Шанкару и тот согласился его учить. В процессе Джордж изучал не только саму игру, но и основы раги — индийской музыкальной формы. Поначалу Шанкару было тяжело учить «битла»: Харрисон не знал элементарных правил обращения с инструментом. Например, однажды, поспешив ответить на звонок, он вскочил и перешагнул через ситар, что считается тем еще святотатством.  В целом же процесс обучения проходил довольно успешно и Шанкар был рад, что у него появился столь знаменитый ученик. К тому же они с Харрисоном по-настоящему подружились. Вот что Джордж говорил о своем обучении: 

С 1965 по 1968 год я занимался каждый день по два или три раза, каждый раз по часу. За эти три или четыре года я добился немалых успехов, самое интересное было, что до занятий ситаром я в жизни не брал уроков музыки. Я вставал рано, как принято в Индии, принимал ванну, делал упражнения йоги, занимался медитацией, играл на ситаре, после этого завтракал — вместо того, чтобы вскакивать из постели и тут же выпивать чашку кофе. Эта дисциплина была для меня жизненно необходима, через нее я хоть немного приобщился к культуре.

В 1965 году вышла первая песня The Beatles с использованием ситара — Norwegian Wood (This Bird Has Flown).

Песню часто называют стартовой точкой для рага-рока (только не путайте с раггой). Учитывая статус группы в то время, это привлекло внимание и к инструменту, и к индийской музыке в целом, и к самому Рави Шанкару. С этого момента его карьера разогналась до сверхсветовой и спустя годы он справедливо известен как «король этнической музыки».

Идеи The Beatles вскоре продолжили The Rolling Stones, включившие ситар в интро к песне Paint in Black, The Byrds также начали использовать инструмент. Cами «Битлы» в 1967 году выпустили альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, на котором также использовался ситар.

Наибольшее влияние индийская музыка и ситар оказали на психоделический рок.

И это не удивительно, учитывая очень своеобразный, гипнотический звук инструмента, который буквально просится в жанр. К тому же и до Харрисона в психоделике нередко использовали гитарные эффекты, делавшие звук инструмента похожим на ситар. В конце шестидесятых даже был разработан электроситар. И это новый инструмент, а не обычный ситар со звучками. Он особенно популярен в джазовой музыке. 

Сегодня вкрапления восточной этники в популярной музыке хоть и продолжают отдавать экзотикой, но не удивляют. И след тянется именно от Рави Шанкара и Джорджа Харрисона, хотя популяризаторов этники все же было много. В рок-музыку ситар вписался шикарно. Его звук хорошо гармонирует и со спокойным инди-роком, и с хардкорным металом. Правда, если отдельных песен с этим инструментом полно, то вот групп, использующих его постоянно не так много.

Вот пятерка моих любимых современных банд, активно использующих ситар в своей музыке. 

The HAARP Machine

Британская прогрессив-металкор-банда, которая сейчас скорее мертва, чем жива. Тем не менее, они выпустили отличный альбом Disclosure в 2012 году. Тяжелый, эпичный, с использованием ситара и японского щипкового инструмента кото. При этом этника на альбоме больше арабская, нежели индийская. И это нормально, ведь ситар близок к сетару — иранскому аналогу лютни. Сейчас группа фактически состоит из одного человека — Мухаммада Аль Мумина, который за всю этнику на дебютнике и отвечал.

Sitar Metal

Банда выдающегося ситариста Ришаба Сина — с говорящим названием. В прошлом году группа выпустила одноименный дебютник. По звуку это максимально задротский инструментальный прогрессив-метал в духе Animals as Leaders. Но еще и с заметным влиянием индийский традиций в самой структуре песен и мелодиях. Достойный проект, представляющий настоящую этнику в доступной для нас, западных металхэдов, форме. 

Elephant Stone

Канадская инди-рок-группа из Монреаля, с 2009 года мешающая индийскую этнику с роком в духе 60-х. Основана банда вокалистом и ситаристом Риши Дхиром. Поэтому ситар в музыке группы занимает важное место. И в сравнении с предыдущими бандами, у Elephant Stone он звучит иначе — гораздо спокойнее и романтичнее. В их музыке инструмент создает звуковой ландшафт, но пока еще не совсем расплывается, как в «чистой» психоделике. Еще одно приятное отличие — группа жива, чувствует себя отлично и буквально в феврале выпустила новый альбом

Kikagaku Moyo

Японская группа, с 2012 года играющая мягкий психоделический построк. Как утверждают сами музыканты, изначально они собрались по фану как уличная банда. Однако участники группы так увлеклись собственными экспериментами по смешиванию краут-рока с этникой, что образовалась, собственно, полноценная группа. Душа банды, конечно же, ситарист Рю Куросава. Он играет на кастомном электроситаре. В его случае это как раз обычный ситар со звучками и набором примочек. Так что в творчестве Kikagaku Moyo ситар через что только не проходит — тут и перегрузы, и фуззы, и дилеи. Само собой, от этого инструмент звучит только лучше и экзотичнее. Игре на ситаре Куросава, кстати, обучался в Калькутте у известного индийского ситариста-виртуоза Манилала Нага. Так что музыка группы в этническом смысле — точно тру.

King Gizzard & The Lizard Wizard — Float Along — Fill Your Lungs

Очень экспериментальная группа из Австралии. В одной песне эти люди могут перемешать гаражный панк-рок с трэш-металом, кантри и кислотной психоделикой. У группы есть особенно психоделичный альбом — Float Along — Fill Your Lungs. Звучит он так, будто записан пятьдесят лет назад в подвале ночного клуба. На раздолбанные микрофоны. А воспроизводится прямо сейчас — на затертой кассете, которую магнитофон еще и понемногу зажевывает. Сложно объяснить, почему это круто, но это круто. Конкретно на этом диске ситара много и он играет важную роль в создании разъедающей сознание кислотности. Жаль, настоящий ситар King Gizzard на живых выступлениях не используют.