The Doors оставили значительный след в культуре (и контркультуре) 60-х и 70-х годов, особенно отпечатавшись в хиппи-движении. Их студийные альбомы — неоспоримая классика рок-музыки. А их концерты всегда задевали слушателей: некоторые своей технической безупречностью, другие — хаотичностью и странными выходками вокалиста группы Джима Моррисона. Активная карьера The Doors была скоротечной и от того особенно яркой: она начали в 1965 году, спустя шесть лет остались без Моррисона, а в 1973 распались.

Absolutely Live — первый живой альбом группы и вышел он ровно полвека назад. Он был выпущен на финальном отрезке жизненного цикла банды и интересен сразу по нескольким причинам. 

Absolutely Live — это компиляция лучших выступлений группы на разных площадках.

Это не один единственный концерт, попавший на пленку. Это двадцать один трек с девяти американских концертов, прошедших в 1969 и 1970-х годах — на пике творческой формы группы. От Нью-Йорка до Детройта. К тому времени The Doors уже стали феноменом и выпустили достаточно хитов. Ну а Моррисон уже летел в пропасть на неуправляемом поезде наркотиков и алкоголя. Но именно такой Моррисон и стал бессмертным символом рок-музыки — легендарный вокалист, своенравный поэт и бунтарь в самом широком смысле. 

Как отмечали и участники The Doors, и музыкальные критики, качество выступлений группы в то время напрямую зависело от настроения и степени опьянения Моррисона. Шоу могло пойти не так из-за его невменяемости, лени или наоборот — чересчур сильного творческого порыва. Отсюда и скандалы с выставленными напоказ гениталиями и грязной бранью прямо со сцены. 1 марта 1969 года в Майами состоялся особенно буйный в этом плане концерт, после которого Джим чуть не загремел в тюрьму за непристойное поведение. А было ли оно тогда на самом деле, или все это «массовая галлюцинация», как заявили остальные музыканты The Doors — точно уже никто и не скажет. 

Так что Absolutely Live — идеальный вариант, чтобы приобщиться к творчеству легендарной группы. Провальные и слишком странные выступления на пленку не попали, только лучшие. Как потом говорил сам Моррисон: «Это правдивое отображение того, что мы делаем, когда все идет нормально». При этом записано и сведено все максимально качественно и сбалансировано — редкий лайв-альбом, звучащий почти как студийная пластинка, но в то же время сохранивший свою «живость».

На Absolutely Live отличный трек-лист, который со всех сторон показывает The Doors и позволяет глубже оценить дискографию группы. 

Тут есть абсолютные хиты вроде Break on Through, Five to One и When the Music’s Over (ее запись хорошо демонстрирует, как Моррисон общался с публикой), но совсем нет откровенной «попсы» в духе Light My Fire. Подборка отличных песен группы, которые поверхностный слушатель может и не знать. В то же время, в музыкальном плане, этот альбом — слепок всего творчества The Doors того времени. Песни, которые музыканты любили играть. Тут и блюз-рок с перекосом именно в блюз, и узнаваемая психоделика и самые тяжелые хэви-песни банды. С чего начать погружение в творчество The Doors? Альбом Absolutely Live — отличный вариант.

На Absolutely Live дебютировал концептуальный сборник поэм Джима Моррисона — Celebration of the Lizard.

Джим Моррисон был выдающимся поэтом и сегодня многие считают его стихи настоящей классикой американской поэзии. Даже в Париже Моррисона похоронили рядом с другими поэтами. Его запутанные, метафоричные и атмосферные стихи — душа музыки The Doors. Именно они делали ее особенно загадочной, а иногда и пугающей, хотя сам Джим считал, что слова в музыке не так уж и важны. Тем не менее он писал и выпускал много стихов — не только в виде песен, но и в формате поэтических сборников.

Celebration of the Lizard — это компиляция поэм, объединенных общим сюжетом. Это философская, метафоричная баллада о «Царе всех Ящериц и Змей», который оставил гниющее тело своей матери и отправился в путешествие через бесконечную, безлюдную пустыню. Джим то спокойно читает ее строчки, то начинает петь, то срывается на дикие крики. Аранжировка при этом — джазово-психоделическая, словно саундтрек к дурному сну, который ты забудешь, едва проснувшись, но в ушах будет стучать, а пот будет струиться со лба. 

Этот выдающийся опус позже будет оформлен в виде единой композиции. Она выйдет на сборнике лучших песен группы Legacy: The Absolute Best в 2003 году. Моррисон называл эти поэмы «воззванием к темным силам» и хотел посвятить им весь третий альбом The Doors. Группа пыталась записывать их еще с 1968 года, но вечно все шло не так — вот и пришлось до первого лайв-альбома. Сокращенная версия Celebration of the Lizard на диске разбита на несколько треков — от Lions on the Street до The Palace of Exile. 

Теперь и ты испробуй этот путь // Закрой глаза и имя позабудь // Забудь людей и мир // Как день вчерашний // У нас есть сила // К построенью новой башни.


Джим Моррисон умер в Париже в 1971 году, вскоре после выхода альбома L.A. Woman. Официальная причина — сердечный приступ. Есть и другие мнения, но ничем, кроме догадок они не подкреплены. После этого The Doors выпустили три успешных альбома. Other Voices и Full Circle в вышли конце 1971-го и в 1972 году — на них вокальные партии исполнили Рэй Манзарек и Робби Кригер, клавишник и гитарист группы. А финальный диск — платиновый An American Prayer — вышел в 1978 году, на нем были записаны невыпущенные ранее записи с Моррисоном, читающим свои стихи. Остальные участники группы написали к ним музыку.

И тут бы расстроиться, посетовать на то, сколько еще мог бы сделать Джим Моррисон и The Doors. Но разве они сделали недостаточно?