Для любителей тяжелой музыки 2019 год чертовски хорош – столько всего уже вышло, а сколько еще впереди! И хотя год целиком получается громким, тяжелее всего было летом – каждую неделю выходило сразу несколько метал-альбомов, про которые хочется рассказывать. А раз хочется, значит нужно! Поэтому я выбрал десять самых крутых, на мой взгляд, тяжелых альбомов лета и упаковал их в эту подборку.
Combichrist – One Fire
Combichrist — сумасшедший проект норвежца Энди ЛаПлагуа. В своей музыке он мешает техно, нойз, индастриал, метал, фолк – все это с экстрим-вокалом и с разной степенью прогрессивности. Получившийся звук (который осилит не каждый) сама группа называет TBM – techno body music. И ничего более крутого, чтобы и поплясать, и послэмиться разом человечество еще не придумало.
В узких кругах любителей странного Combichrist всегда были известны, но в массы они вышли благодаря саундтреку к DmC: Devil May Cry — в игре звучит почти половина песен с их альбома No Redemption. Если умудрились пропустить – наверстать нужно обязательно. И если раньше при всей своей безумности группа больше тяготела именно к электронике и техно, то на «дьявольском» альбоме ЛаПлагуа подался в хардкорный метал. Получилось что-то в духе «Static-X под MDMA». То же можно сказать и про альбом One Fire — танцевальный, но в нужной кондиции рвущий уши гитарами и сиплыми воплями Энди. Ближе к финалу пластинка сбавляет обороты и превращает Combichrist в пост-метальную версию Rammstein, что, конечно же, прекрасно. Один из самых психоделичных релизов лета.
Baroness — Gold & Grey
Baroness – культовый американский сладж-прогрессив-метал коллектив с очень талантливым лидером (хотя и вся остальная команда всегда была достойной). Джон Бэйзли не только певец и гитарист с крайне узнаваемым голосом и собственным гитарным почерком, он еще и крутейший художник. Убедиться в этом просто, посмотрите на обложки альбомов группы — все нарисованы Джоном. Впрочем, рисует он не только для Baroness, посмотреть больше его работ можно в отдельном материале.
Чувствуете грубую мощь и утонченную красоту, сплетенные в невозможном симбиозе? В таком же стиле группа сочиняет и свою музыку. Рок от Baroness тягучий, давящий, тяжелый, скорее, своим настроем, нежели громкими гитарами. Впрочем, конкретно с альбомом Gold & Grey не все гладко. Это все еще мощный прогрессив-метал, но тяжесть предыдущих работ он немного растерял. Как и яркость: весь альбом звучит как огромный часовой трек, его очень приятно слушать, но выделить что-то конкретное после прослушивания невозможно. Да и микс получился странный – шумный, сырой, с наплывающими инструментами, перекрывающими друг друга, словно слушаешь любительскую запись начинающей группы. Возможно, это художественное решение. В общем, проблемы есть, а музыка все равно хорошая. К тому же, все перечисленные минусы для кого-то могут стать весомыми плюсами — пробуйте.
Pelican — Nighttime Stories
Nighttime Stories – первый за шесть лет альбом крутейших американских адептов пост-метала. Впрочем, сами музыканты, как обычно, ярлыки не любят и затрудняются с ответом, к какому же жанру ближе их музыка. Если закапываться максимально глубоко, то в звучании Pelican можно найти и дум-метал, и панк, и сладж в духе тех же Baroness – найти можно всякое, но только не вокал. Pelican – исключительно инструментальный квартет.
Альбом Nighttime Stories пропитан персональными переживаниями участников группы, но вам о них знать незачем. Есть только музыка — обволакивающая, тревожная и, конечно же, очень тяжелая — слушайте и рисуйте в голове собственную картину, свои истории. В этом прелесть хороших инструментальных записей.
Abbath — Outstrider
Разве может подборка метал-релизов обойтись без старого-доброго блэка? Уверен, что вы знаете группу Immortal: это настоящая икона (ха!) блэк-метала, известная далеко за пределами самой субкультуры. Один из основателей группы (и ее же вокалист) Аббат в 2015 году со скандалом покинул коллектив и основал новую группу имени себя. Outsider — второй альбом Аббата, и к нему сложно придраться. Звучит зловеще, тяжело, соляки рвут душу — максимально правильный, классический блэк. Мелодически это вообще один из лучших метал-альбомов года, некоторые пассажи которого недалеко ушли от неоклассики. Если бы не жуткий — и это комплимент — вокал Аббата, я бы спокойно включил бы этот альбом своей маме.
Thy Art is Murder – Human Target
«Кровь, пот и человеческие внутренности в альбоме классиков дэткора» — так альбом описан в Apple Music, и это чертовски точные слова. Австралийцы Thy Art is Murder действительно классики жанра и в своей музыке уже больше пятнадцати лет воплощают вообще все, чего можно ждать от дэткора: невероятно жирные риффы, кач, грязные тексты, злоба и ГРОУЛ. За последнее спасибо не щадящему связок СиДжею Макмэну, который из группы уходил, но вернулся и уже вторую пластинку подряд просто рвет на части. Сам альбом мало отличается от предыдущих работ группы, но дэткор и не та музыка, от которой ждешь каких-то экспериментов. Это как жанровое кино вроде молодежных слэшеров: ты знаешь, зачем пришел, в курсе всех клише, но они-то тебе и нужны. Вопрос только в том, как качественно все исполнено. На этой пластинке — максимально качественно.
Bad Omens — Finding God Before God Finds Me
Второй альбом молодых американских металкорщиков из дружной семьи Sumerian Records — на лейбле издаются многие известные хардкорщики вроде Born of Osiris и I See Stars. Слушая Bad Omens, можно подумать, что по ошибке запустил какой-то неизвестный альбом Bring Me the Horizon — и это главная причина любить группу.
Я обожаю BMTH периода Sempiternal, когда они играли припопсованный, но достаточно тяжелый и эмоциональный металкор, щедро сдобренный электроникой. Многие тогда еще назывли их современными Linkin Park; именно так оно и ощущалось — и именно так звучит новый альбом Bad Omens. Для меня это фактически Sempiternal 2 — у вокалиста Ноя Себастиана даже голос на Сайкса из BMTH похож, чего уж там. В нашем списке это, наверное, самая легкая пластинка, но это не делает ее плохой! К тому, же на ней есть как минимум один ядерный боевик — Dethrone, близкий по духу к некоторым дэткор-трекам. И пусть вас не отталкивают пафосные тексты – общая энергетика песен Bad Omens все уравновешивает.
Northlane – Alien
Northlane — австралийская металкор-группа, которая в 2019-м внезапно выпустила один из лучших ню-метал альбомов года. Почему вообще металкорщики записывают ню-метал? Вопрос хороший, но явление это не редкое. Сегодня даже образовался отдельный поджанр – ню-металкор. Суть его в том, что прогрессивные кор-группы поднимают из могилы альтернативу нулевых, обогащают ее современными метал-фишками и получаются крутые пластинки — вроде Alien от Northlane.
Alien — это простые, но максимально цепкие риффы, элементы EDM, максимально заниженные гитары и мелодии, от которых у любителей ранних Linkin Park, Deftones и Adema внутри обязательно разольется приятное тепло. Немного ностальгии, немного брейкдаунов, бум! — дети девяностых уже растаяли, и я среди них. Ближе к финалу пластинка, правда, все же перепрыгивает обратно на более привычные для Northlane металкор-рельсы, но звучит все равно круто.
Slipknot – We Are Not Your Kind
Музыканты из Slipknot находятся в тяжелом положении. Куда группе двигаться дальше? Экспериментировать и осваивать новые направления, теряя при этом старых фанатов? Возвращать ню-метал и 2001 год, превращаясь в еще одну группу, застрявшую в прошлом? Это новичкам можно забытые жанры палкой тыкать, а старичков судят иначе. А может, вообще не писать новые песни, спокойно отрабатывая концерты со старым материалом, как делают те же System of a Down?
Разумеется, правильного ответа нет, но лично я бесконечно рад, что группа жива и все-таки не стала топтаться на славе своих самых успешных альбомов Slipknot и Iowa, как того хотели многие фанаты. We Are Not Your Kind — удачный и аккуратный эксперимент. Он однозначно не похож на старые альбомы группы, хотя местами и отдает пластинкой All Hope Is Gone и даже теми самыми нулевыми. Это тяжелый альбом, на котором хватает и агрессии, и взрывных риффов, и сумасшедших ударных партий, но здесь также есть эмбиент-вставки, качественная акустика, элементы индастриала и призвуки Tool — обязательно послушайте песню Spiders. Но самое главное — в звуке We Are Not Your Kind все еще узнаются Slipknot, эксперименты не стирают идентичность группы. Здесь всего в меру, группа не играет на ностальгии и не пытается упаковать свой старый звук в радиоформат. Теперь посмотрим, как фанаты примут новые треки на концертах где-нибудь рядом с Wait and Bleed.
Killswitch Engage – Atonement
Killswitch Engage — одна из немногих групп, успешно переживших закат эпохи металкора. Жанр все еще востребован, но свой пик он давно преодолел. Killswitch Engage на нем тоже была и не сорвалась, несмотря на повороты музыкальной моды.
Песни группы похожи друг на друга, это правда. Бывший вокалист Говард Джонс тащил на себе половину харизмы коллектива — и это тоже правда, как бы хорош ни был Джесси Лич. Новый альбом не предлагает ничего нового, он чересчур пафосный и во многом похож на усредненный слепок музыки группы – это тоже нельзя отрицать. Но и что с того? Можно говорить, что угодно, но Atonement – мощнейший метал, которому по духу ближе классики вроде Manowar и Iron Maiden. Говоря о такой музыке, сложно удержаться от иронии и шуток. Но когда в нее включаешься, начинается мясо.
Tool – Fear Inoculum
Вы же в курсе, что Tool — это настоящий феномен? Их новый альбом – крючок похлеще Half-Life 3, заставляющий фанатов надеяться и делать мемы про бесконечное ожидание свежей пластинки. Если вы об этом знали, то вам и без меня все понятно, а Fear Inoculum уже заслушан. Если нет, то не так важно, как там альбом звучит и насколько он хорош, важнее быстро разобраться, что же там за история и почему Tool – культ.
Tool — олицетворение арт-рока. В их музыке есть и ню-метал, и гранж, и индастриал, и прогрессив и много всего другого. Но тут дело не столько в звуке, сколько в его подаче и содержании. Tool обожают отвратительно длинные песни; на новом альбоме, например, все основные треки длятся дольше десяти минут. Еще сильнее они любят минимализм. Они записывают «технически» простые песни, но максимально выверенные и строгие — мастерят не викторианскую мебель, а обычный рабочий стол из столешницы и четырех ножек, как говорят сами музыканты. Каждый удар барабанной палочки, каждая клавиша, каждый приглушенный удар по струнам и каждое слово, спетое Мейнардом Джеймсом Кинаном будут на своем месте, уж поверьте. Идеальная запись, идеальная задумка и совершенная химия между всеми участниками — вот в чем Tool. А еще в мистике и запутанности. Запутанная, но простая музыка? Да. Ее легко слушать, поддаваясь удивительному гипнотическому эффекту, но если попытаешься полноценно вникнуть – улетишь совсем далеко и заблудишься. Кинан говорит об обществе, личных проблемах, о гранях человеческого сознания, о разном — запутывая свои мысли, словно Дэвид Линч. И все это — коммерчески успешное творчество, выбивавшее из топов «Билборда» поп-мастондтов. Феномен.
Все вышеперечисленное плюс-минус применимо ко всем полноформатникам группы – и к Fear Inoculum тоже. Новый альбом звучит именно так, как должна звучать запись Tool. Не важно, в каком году. Гипноз, тяжесть, этника, психоделичные клавиши, мистика, загадки — все здесь. Группа долго шла к этой записи — через конфликты внутри, через творческие кризисы, через медные трубы и свои-сайд проекты. Группа дразнила фанатов, обнадеживала, издевалась, но вот мы здесь. Как там новый альбом Tool? Вышел.
Рассказывайте, какие метал-альбомы в этом году зацепили вас — и не ограничивайтесь летом, пройдемся по всему 2019 году.