Партии Хендрикса сейчас сыграет любой школьник, стиль Пейджа устарел — но у нас есть новое поколение, заново открывшее технику тэппинга — теперь не только на перестроенных, но и модифицированных гитарах. И среди них — обычный парень из Краснодара.
Еще с 1960-х рок-гитаристы поняли, что простого мастерства недостаточно, чтобы поразить неискушенную в музыкальном плане публику: нужно шоу. Джими Хендрикс в 1967 году поджигал свою гитару на фестивале Monterey Pop; Блэкмор и Deep Purple разбивали гитары о сцену и усилители (так себе шоу, особенно если смотреть из 2019-го). Джимми Пейдж играл на поражавшей всех гитаре с двумя грифами – обыкновенным и басовым. Разумеется, все, кому не лень, экспериментировали с пиротехникой, сценическим гримом, оформлением сцены и так далее. Особняком стоит Стив Вай, который всегда выступает с вентилятором – чтобы красиво развевались волосы. Словом, все это довольно убого.
Снова привлечь внимание к гитарной музыке удалось тем, кто и вправду решил выйти на новый уровень мастерства.
Все началось в 2007 году вот с этого видео:
Энди МакКи, парень из Канзаса, вроде бы не делает ничего нового. Тэппинг, особая техника игры на гитаре (точнее, на ее грифе), использовался еще с 1970-х: Джимми Пейдж, Эдди ван Хален, Стив Вай, Ингви Мальмстин активно «поливали» тэппингом в своих соло на электрогитарах, и техника уже успела надоесть. Но Энди МакКи и другие современные гитаристы будто изобрели тэппинг заново – на акустических гитарах. И, как оказалось, открыли огромный простор для творчества.
Чтобы эффективно играть тэппингом на акустической гитаре, она должна быть существенно переделана: обычная акустика не позволит достичь достаточной громкости. Можно, например, видеть, что у инструмента МакКи существуют дополнительные три басовые струны и особая часть деки для их резонирования. Разумеется, современные фингерстайл-гитаристы используют альтернативные строи. Наконец, современный фингерстайл – это уже не только звук гитары. Это очень часто использование loop pedal (которая позволяет сыграть отрывок и сразу же закольцевать его для аккомпанемента) и активная игра на гитаре как на перкуссии.
Помимо МакКи, звездой стиля является британец Йон Гомм, который успевает еще и петь:
Явно вдохновившись этими образцами, примерно через 8-10 лет у них появились молодые последователи, которые шагнули еще дальше. По крайней мере, в плане шоу. Куда там Пейджу с его двухгрифовой гитарой! (которую теперь можно, кстати, просто пойти и купить в магазине). Итальянец Лука Стриканьоли играет и на двух гитарах, и на гитаре с тремя грифами (иногда кажется, будто у него три руки). И это реально качает.
Dark Necessities (RHCP):
With Or Without You (U2):
Ну а самым, наверное, техничным и быстро набирающим популярность среди этого поколения гитаристов оказывается наш, русский гитарист Александр Мисько из Краснодара. Александр взорвал русский ютюб короткой композицией для гитары и шариковой ручки:
Уже в 2018-м Мисько отправился на гастроли, где познакомился со своим кумиром Йоном Гоммом и поджемил с ним, что неудивительно: техника Мисько, похоже, уже превзошла уровень тех, кто его вдохновил. Поэтому под конец просто оставлю здесь парочку его лучших видосов. И – нет, он не использует никакие дополнительные средства. Все сыграно на гитаре вживую.
Careless Whisper (WHAM!):
With Or Without You (U2):
Numb (Linkin Park):