Когда хочется эпичного, но аутентичного скандинавского фолка, Wardruna нужно включать в первую очередь. Они играют гипнотическую музыку, моментально перемещающую слушателя на драккар у берегов Норвегии тысячелетней давности. Столь же сильным эффектом обладает и великолепный саундтрек Assassin’s Creed: Valhalla — к которому также приложил руку участник проекта. На днях у Wardruna вышел новый диск Kvitravn, а значит, самое время рассказать о группе подробнее. 

Wardruna — это проект блэк-металистов

Все началось с культовой группы Gorgoroth — с настоящего норвежского блэка старой школы. Громкая, пугающая, сатанинская, вызывающая музыка, а на концертах — огонь, пентаграммы и головы овец на кольях. Поначалу сложно поверить, что мелодичная фолк-группа могла выйти из такого. Однако блэк-метал и норвежская этника сильно связаны, о чем я уже писал в статье про викинг-метал (и там же впервые упомянул Wardruna).

Wardruna была основана барабанщиком Gorgoth Эйнаром Селвиком и вокалистом Гаалом в 2003 году. Эйнар проповедует неоязычество и анимизм, а Гаал придерживается скандинавского шаманизма — на этом они и сошлись. Сатанинская тематика для них, как и для большинства блэкеров, была лишь самой прямой формой протеста против христианства. Впрочем, хоть у Wardruna и два основателя,  это всегда был проект Селвика, который в проекте и пел, и играл на всех инструментах, и сам сочинял музыку. 

«Я долгое время размышлял над тем, чтобы сделать нечто более традиционное. Еще в детстве для меня были важны мои корни, поэтому я чувствовал потребность создать что-то, к чему лежало мое сердце. К тому же я, продолжал изучение эзотерики и древних северных традиций. Проект начал складываться в 2001 году, а в 2002 появились первые записи. И с тех пор Wardruna постепенно развивалась» — Эйнар Селвик.

Изначально Wardruna была для обоих музыкантов сайд-проектом

Гаал, к примеру, параллельно продолжал петь в Gorgoth до 2007 года. Но довольно быстро новая группа обросла музыкантами, привлекла к себе внимание и полностью заняла своих основателей. А ведь поначалу Эйнар и Гаал даже не собирались выступать с материалом Wardruna вживую — группа задумывалась как исключительно студийная. 

«Концерт группы — это церемония, во время которой общение с публикой происходит в основном на языке музыки. Я почти не разговариваю, не импровизирую, не описываю инструменты — только музыка, от начала до самого конца» — Эйнар Селвик.

Известность группе принес сериал «Викинги»

Дебютник Wardruna, Runaljod – Gap Var Ginnunga, вышел в 2009 году. Банда потихоньку наращивала фан-базу и начала давать живые концерты — впечатляющие, стоит сказать. Но резкий скачок известности произошел именно из-за «Викингов». В 2014 году стало известно, что Эйнар Селвик напишет саундтрек ко второму сезону сериала вместе с композитором шоу Тревором Моррисом. В итоге вышедший в 2016 году третий альбом группы Runaljod – Ragnarok моментально взлетел на первое место чарта Billboard в категории «музыки народов мира».

И с тех пор банда хватку не ослабляет, даже несмотря на то, что в 2015 году она лишилась своего сооснователя — группу покинул Гаал. Впрочем, ссор и скандалов не было, он остался другом Wardruna. В 2018 году группа была уже настолько большой, что после выпуска альбома Scald их подписал мейджор Columbia, на котором и вышел новый диск. Пластинка Scald была рискованной: вместо эпичного фолка с богатой аранжировкой Эйнар записал сборник скальдских песен с минимальным музыкальным оформлением. Мощи его голоса хватило, чтобы на себе вытянуть всю запись — во времена викингов Селвик наверняка стал бы уважаемым скальдом!

У музыки Wardruna невероятный напор, из-за чего она часто звучит тяжелее иного фолк-метала

И новый альбом демонстрирует это с первого же трека, не затягивая — поэтому для знакомства с группой он подойдет идеально. Эйнар Селвик очень увлечен своей культурой и глубоко в нее погружен — он регулярно проводит лекции в университетах, где рассказывает об истории скандинавской музыки и народных инструментов. В результате музыка Wardruna звучит максимально аутентично, будто это действительно песни древней Норвегии. Поэтому Селвика позвали писать саундтрек для «Викингов» — и поэтому же он был среди трех композиторов, писавших музыку для Assassin’s Creed: Valhalla — уж в этом плане Ubisoft все сделали правильно. 

Альбом Kvitravn хорош еще и своей плавающей динамикой. Он очень аккуратно следует от качающих боевых песен к спокойным, почти скальдским напевам. От экспрессивного вокала к убаюкивающим инструментальным секциям и обратно. Диск даже можно назвать кинематографичным — его просто интересно слушать. 

«Несмотря на неразрывную связь с прошлым, я полностью отдаю себе отчет в том, что пишу современную музыку, на основе древних знаний создаю новые произведения. Это не диссертация по истории и не слепая переработка старых песен на современный лад. Это воссозданные с помощью древних инструментов идеи, которые сегодня не утратили актуальность» — Эйнар Селвик.