Babymetal – внезапный и неиронично крутой продукт японской айдол-культуры. Глубоко погружаться в нее мы сейчас не будем – для этого отдельная статья нужна. Но если коротко, то айдолы – это молодые японские поп-звезды, чаще всего подросткового возраста. Максимально позитивные, милые и невинные. Как такое вообще можно увязать с металом? До Babymetal никто и не знал – поэтому группа породила жанр каваий-метал. Смесь транскора, дэткора, хэви и ню-метала с танцующими милыми девочками на вокале. Удивительно, но получился не просто бессмысленный фьюжн, а действительно цельное направление. 

Babymetal важная для истории тяжелой музыки группа – и буквально на днях она выпустила новый альбом.

Как вообще кому-то пришло в голову смешать айдолов и метал?

В 2010 году агентством Amuse была создана айдол-группа Sakura Gakuin – «Академия сакуры». Пели в ней исключительно девочки, не старше пятнадцати лет. Тематика и звук соответствуют – солнечный джей-поп о беззаботных школьных деньках. К счастью, один из продюсеров Amuse – Кэи Кобаяси, более известный как Кобаметал – был тем еще металхэдом. Еще за год до образования Sakura Gakuin он задумывался о потенциальном сплаве метала и айдол-музыки. Тянуть с идеей Кэи не стал и в том же 2010 году было образовано «тяжелое» ответвление Sakura Gakuin под названием Babymetal. Правильное произношение названия – «бэби метал», так оно рифмуется с «хэви-метал», в этом задумка Кобы.

Судзука Накамото (Су-метал) стала лидером, а Моу Кикути (Моаметал) и Юи Мидзуно (Юиметал) назначили в качестве поддерживающих вокалисток. Всех девушек Кобаяси перетянул из состава «Академии». Группа фактически делится на три независимые части: самого Кобаметала, управляющего всеми процессами, трех девушек-вокалисток и лайв-группу Kami Band, играющую и пишущую музыку для Babymetal, – у нее свой постоянный состав, существующий с 2013 года. 

Иногда Babymetal звучат так, будто каверят аниме-опенинги.

Гитары, вроде, и гремят, а все равно не тяжело и настрой позитивный. Но куда чаще группа уходит в откровенный хардкор – с джентом и дэт-метал-вайбом. И все равно в центре остаются нежные девчачьи голоса и айдол-танцы. Контраст потрясающий, он и превратил каваий-метал в отдельный жанр, который сегодня одними только Babymetal уже не ограничивается.  

До 2012 года Babymetal самостоятельной группой не была. Первые лайв-концерты банды проходили в рамках выступлений Sakura Gakuin. И даже дебютный сингл Babymetal сперва вышел на альбоме «Академии сакуры». Настоящим рождением банды можно считать январь 2013-го – когда Babymetal подписали контракт с мейджор-лейблом и наконец-то стали независимой группой. Первой песней для мейджора стала Ijime, Dame, Zettai.

Кстати, согласно правилам Sakura Gakuin в 2013 году Накамото должна была покинуть группу, так как перешла в старшую школу. Но в итоге было решено, что на Babymetal эти правила распространяться не будут, так что Накамото до сих пор поет в группе. Это еще раз подчеркнуло независимость Babymetal.

2014-й год группа начала с дебютного альбома, получившего название Babymetal.

Весь 2013 год группа провела в концертах. Babymetal выступали как сольно, скатавшись в свой первый полноценный тур, так и на метал-фестивалях в Японии, неизменно становясь их самыми молодыми участниками. Популярность коллектива набирала обороты и к 2014 году у Babymetal наконец-то набралось материала на полноценный альбом. Пластинка Babymetal отлично продалась и попала на верхние строчки многих локальных чартов. В рейтинге Billboard 200 В США альбом попал на 187 место, что для японского релиза очень достойный результат. 

Прессу диск тоже собрал отличную – как местную, так и международную – и в целом стал одним из самых заметных метал-релизов десятых годов. Многие критики назвали альбом более милой, но не менее энергичной версией творчества японской хардкор-группы Maximum the Hormone. Самое емкое описание диска (да и всего творчества Babymetal) дал, пожалуй, критик Allmusic Тим Сендра:

«Альбом точно не для металхэдов, которые предпочитают следовать чистому описанию того, что делает метал металом. И не для фанатов джей-попа, которых напугают мощные гитарные риффы. Альбом для тех, кому, в сущности, плевать на правила, для тех, кто хочет просто прыгать под самую яркую и странную музыку, какую только можно представить.»

Альбом хорош целиком, но главные и самые цепкие треки на нем это Megitsune, Song 4, Doki Doki Morning, Catch Me if You Can и Head Bangeeeeerrrrr!!!!! — их стоит слушать в первую очередь, если раньше группу вы не слышали. Главный же хит альбома, который услышав единожды, уже не расслышишь – Gimme Chocolate!!. Предупреждаю – песню очень сложно снять с репита. 

Babymetal продолжали наращивать фан-базу, становясь все популярнее за пределами Японии.

Второй альбом – Metal Resistance – вышел спустя два года после дебютника. Звук на пластинке стал даже более агрессивным, сильнее наклонившись в сторону металкора и ню-метала. В то же время на альбоме можно отыскать влияние пауэр и викинг-метала, и даже ска. Кобаметал и Kami Band явно пустились в эксперименты, хотя группа и так – один большой эксперимент! Но позитивные темы и общий веселый настрой остались на месте, конечно же. 

Альбом снова собрал отличную прессу, хорошо продался и в американском чарте Billboard 200 добрался уже до 39 места – это высочайший результат для японского релиза аж с 1964 года. Возможно, группе помогла первая полностью англоязычная песня The One. Но главными хитами стали, конечно же, песни Karate (53 миллиона просмотров на «Ютубе» не дадут соврать) и эксклюзивная для западного релиза FromDusk Till Dawn

Между двумя альбомами Babymetal откатали два мировых тура, выступили на многих метал-фестивалях, и успели поделить сцену с Metallica, Slayer, Avenged Sevenfold и Megadeth.

В общем, метал-сцена признала группу. Babymetal даже заколабились с DragonForce, записав песню Road to Resistance, ставшую открывающей на втором альбоме. Но чего тут удивляться – позже группа делала коллабы с Red Hot Chili Peppers и Judas Priest, разогревали «Металику», Guns’n’Roses и Korn. Не удивлюсь, если так и до совместного с «Металикой» трека все же дойдет – Су-метал в интервью как-то говорила, что Babymetal были бы не против.

В поддержку нового релиза группа, конечно же, снова поехала в мировой тур, заодно дебютировав на американском ТВ в вечернем шоу Стивена Кольбера. Завершился тур двумя титаническими концертами в Tokyo Dome – 110.000 человек за два дня, полный солдаут, крышесносное по своим масштабам шоу. Babymetal всегда устраивают очень мощные, зрелищные концерты, но в полной мере раскрываются, конечно, на домашних аренах. 

Конец 2017 года для группы омрачился трагедией – погиб гитарист Kami Band Микио Фудзиока. Другой удар Babymetal получили уже в 2018-м – коллектив покинула Юиметал. Весь мировой тур 2018 года группа откатала без нее, а осенью стало известно, что Юи в группе больше не числится, официальные причины – проблемы со здоровьем и желание строить сольную карьеру. Ее место заняли сразу три девушки, объединенные в группу под названием Avengers (группа в группе, в которой уже есть другая подгруппа, да).

Но сложности не помешали Babymetal масштабно подготовиться к релизу нового альбома – Metal Galaxy.

Группа перешла на собственный лейбл, мировой тур прошел успешно, на крупных фестах вроде Rock am Ring и Download группу снова приняли отлично, синглы выстреливали. Плюс с самого начала года Babymetal дразнили фанатов зашифрованными сообщениями и загадочными картинками, обещающими начало новой эры и пришествие «семи духов метала». В итоге это вылилось в релиз графической новеллы Apocrypha: The Legend of Babymetal, написанной неким «пророком Бога-лиса». Согласно сюжету новеллы семь духов метала путешествуют через эпохи, принимая разные формы и сражаясь со злом.

Тут стоит отметить, что Бог-лис в лоре группы существует давно. Девушки на любой неудобный вопрос в интервью всегда отвечают: «Только Бог-лис знает!». И бог этот, вроде как, выбрал вокалисток Babymetal в качестве спасительниц хэви-метала, которым помогают сами боги метала – Kami Band. Да и сам Кобаметал в шутку (в шутку?) говорил, что музыка Babymetal – божественное откровение Бога-лиса. В общем, подумайте над этим, если вам было недостаточно безумия в творчестве группы. 

Третий альбом группы – Metal Galaxy – вышел 13 октября. Релиз получился чуть более мягким, нежели предыдущие альбомы Babymetal. Metal Galaxy сильно заигрывает с этникой и фолком (хотя началось это еще на втором альбоме) – «пиратские» напевы, ближневосточный вайб, латинские мелодии. Некоторые же треки вообще сильно напоминают последние работы Bring Me the Horizont – те их песни, что потяжелее. Совсем выбивается разве что In the Name Of, отдающая, скорее, музыкой Dir en Grey.

Нашлось место и для очередного внезапного коллаба – в песне Oh! MAJINAI к группе присоединяется вокалист Sabaton Йоаким Броден.

В целом же, группа снова выпустил сильный альбом «для тех, кому плевать на правила». Если вы не из таких, то Metal Galaxy будет звучать слишком странно, слишком сумбурно и вообще дико. За это группу и любят.

Очередной мировой тур Babymetal в поддержку Metal Galaxy стартовал в октябре – в этот раз группа доедет и до России. 28 февраля состоится шоу в Санкт-Петербурге, а 1 марта – в Москве.