Мы разобрали уже несколько необычных субжанров тяжелой музыки, но в отличие от какого-нибудь болотного метала, с пиратским все гораздо проще. В чем его суть? Это метал, вдохновленный поп-культурным образом пиратов. Классическая эстетика: золотой век пиратства, веселый Роджер, бочки с ромом, бунты, девицы, лихие грабежи, свобода и все такое. Об этом металисты-пираты и поют. А еще они одеваются как пираты, устраивают яркие шоу и много шутят — мало кто таким занимается всерьез. При этом корни подобной музыки лежат в XIX веке (и даже раньше) на торговых судах.
Основа пиратского метала — это трэш, пауэр или спид-метал (хотя бывают и исключения), к которому подмешивается фолк: аккордеон, скрипка или что-то поэкзотичнее. За фолк-элементы в таких группах обычно отвечает клавишник. Но что важнее, музыканты, играющие пиратский метал вдохновляются шанти и морскими песнями.
Шанти — жанр международной фольклорной музыки, но изначально он зародился на английских судах. Это ритмичные народные песни, которые распевали моряки за работой. Позже словом шанти стали называть и другие рабочие песни. Большая их часть построена по схеме «вопрос-ответ»: запевала произносит строчку, а хор матросов ему отвечает. Для моряков это было не просто развлечением для преодоления рутины. Шанти помогали большой команде синхронизироваться за работой. Поэтому со временем сформировались песни для конкретных видов работ: для поднятия и опускания парусов, работ с якорем, и даже для откачки воды из трюма. Продолжительность и ритм работы напрямую влияли на продолжительность и ритм соответствующей песни.
Если закапываться глубже, то и сами шанти окажутся той еще жанровой смесью. Здесь эпические баллады пересекаются с бардовскими песнями, простыми народными напевами, шутливыми кричалками, маршами, романсами, карибскими, скандинавскими и африканскими мотивами. И все это с огромной долей импровизации — запевала мог крутить текстами песен, как хотел.
Изначально шанти пелись на английском, но это явление быстро разрослось, так что можно найти жанровые песни и на шведском, и на французском, и на польском. А вот русских шанти история не запомнила — видимо, нас движение не коснулось. Ближайший аналог шанти на русском языке — хоровая версия «Дубинушки» и бурлацкие песни. А самый, пожалуй, известный пример морской шанти — песня Drunken Sailor.
И не стоит путать шанти и так называемые морские песни. Шанти отличает именно практическое применение во время работы. А вот песенки, которые матросы распевали в свободное время и на суше просто ради удовольствия — это не шанти, а те самые «морские песни». Хотя моряки могли и шанти в свободное время распевать. Вот так все запутано!
У пиратов свои песни, конечно же, тоже были. А вот были они похожи на шанти или нет — неизвестно. Сейчас уже невозможно определить, когда конкретно шанти зародились, но широко известны они стали только в середине XIX века. Однако в поп-культуре шанти и пираты срослись — вспомните, как задорно матросы распевали классические морские шанти в Assassin’s Creed IV: Black Flag.
Закат практического применения этого жанра случился в первой половине XX века — с распространением пароходов. Ему не дала загнуться ностальгия. Благодаря ей шанти, начиная с двадцатых годов прошлого века, снова начали набирать популярность. Но теперь уже просто как своеобразный музыкальный жанр и забава для моряков — пение стало своеобразной данью уважения старым традициям. И даже сегодня шанти — полноценный, не забытый жанр, существуют группы и музыканты, в нем играющие. И раз уж это основа пиратского метала, то с него и начнем.
Salty Walt & The Rattlin’ Ratlines — Log of the Albatross
Коллектив из Сан-Франциско, исполняющий классические шанти, чаще всего а капелла. Их единственный альбом — ультимативный способ освежить в памяти (или узнать впервые), как звучат морские шанти. Послушайте, чтобы настроиться на нужный лад перед погружением в суровый пиратский метал. Эти мужики — ветераны жанра, старинные песни матросов они распевают уже почти двадцать лет.
Running Wild — Under Jolly Roger
Running Wild — классики немецкого метала, рубящие аж с 1976 года. В 1987 группа выпустила свой третий альбом — Under Jolly Roger — и так зародился пиратский метал. Причем изначально банда не планировала делать в пиратской тематике весь диск, но в процессе написания все как-то сложилось само собой — тема закрутилось вокруг центральной песни, про пиратов. Критики в свое время альбом закопали, а вот фанатам зашло еще как. Да и историческое значение у релиза заметное — целое движение породил все-таки. Неудивительно, что следом группа стреляла «пиратскими» метал-альбомами как из пушки и начала использовать пиратскую эстетику в своих сценических образах. А ведь до этого Running Wild использовали сатанинскую эстетику.
Со временем банда фактически превратилась в сольный проект ее основателя, вокалиста и гитариста Рольфа Каспарека. От пиратской тематики он не отступает и по сей день, хотя в начале нулевых сильно отклонялся в историю России и Первую мировую.
Среди прочих пиратских метал-групп Running Wild отличается более выверенными текстами — Каспарек темой пиратства и мореплавания увлекается больше с исторической точки зрения, нежели с поп-культурной. Так что градус китча здесь умеренный. В музыкальном же плане музыка Running Wild — классический, невероятно техничный спид-метал. Впрочем, Каспарек и в написании мелодичных метал-баллад силен.
Captain Bogg & Salty — Prelude to Mutiny
Captain Bogg & Salty — банда из Портленда, существовавшая с 1999 по 2011 годы. Идеальной пример переходной ступени между пиратским металом и шанти, который также можно назвать пиратским роком. Музыка группы — смесь шанти, рок-н-ролла, блюза, прога, фолка и кабаре. Все это, само собой, в пиратской тематике. Основатель группы Джейк Хендриксон настолько в теме, что даже писал музыку для мультсериала Disney «Джейк и пираты Нетландии». Впрочем, детские песни попадались уже в репертуаре Captain Bogg & Salty.
Alestorm — Captain Morgan’s Revenge
Банда, играющая «настоящий шотландский пиратский метал». Родом группа, собственно, из Шотландии — из города Перт. Основана Alestorm в 2004 году под именем Battleheart — с тех пор банда сменила имя, но не предает свой пиратский стиль. В плане звука их можно назвать истинными последователями Running Wild — классический метал и «горланящий» вокал в духе пьяных распевок на пиратском корабле. Но иногда их заносит и в более современный тяжелый звук — получается совершенно зверский пиратский металкор. Не зря Alestorm уже много лет — неофициальные хэдлайнеры жанра.
Lagerstein — All for Rum & Rum for All
Еще одни современные и относительно новые пираты, угарающие по классике. На сей раз — родом из Австралии, что уже само по себе довольно экзотично. Пиратский метал Lagerstein рубят с 2010 года и получается у них круто. Местами случается перекос в сторону мелодичного, но слишком уж кондового пауэр-метала, но большая часть песен — буквально шанти, напетые под тяжелые гитары. Образы на месте, юмор тоже. При этом банде еще и очень цепкие, застревающие в голове поп-мелодии писать удается. Основная часть фолк-инструментов у группы — на самом деле синтезатор, но зато скрипка живая.
The Dread Crew of Oddwood — Lawful Evil
The Dread Crew of Oddwood — акустическая группа из Сан-Диего, играющая пиратский метал с 2008 года. Да, несмотря на акустические инструменты их музыка — настоящий метал. Энергия, подача, даже тяжесть — все на самом метальном уровне. В подборке это еще и одна из самых аутентичных пиратских групп. Дело не только в текстах и костюмах (хотя и в них тоже). The Dread Crew of Oddwood используют настоящие фолк-инструменты: аккордеон, свистки, флейта, мини-пианино, скрипка, укулеле и много чего еще. Да и сами песни они сочиняют так, что с легкостью можно поверить, что это перепетое народное творчество. И хором у них здорово петь получается, и рычит их вокалист мелодично, и бородат — все, что нужно.
Swashbuckle — Crime Always Pays
Банда из Нью-Джерси, пиратствующая с 2005 года. В их музыке пиратские тексты и героические морские мелодии смешиваются с настоящим дэткором. Сами музыканты все это, разумеется, воспринимают иронично и постоянно шутят в текстах, но музыка-то у них получается неиронично крутая. Не удивительно, что они издаются на модном метал-лейбле Nuclear Blast.
Rumahoy — Time II: Party
Rumahoy — товарищи Swashbuckle по лейблу, с 2011 играющие самую модную версию пиратского металла. Выступают они в балаклавах, в первой же песне последнего альбома называют себя «морскими ковбоями», а лидера Rumahoy зовут капитан Йаррфейс — вот настолько все это серьезно. В музыке Rumahoy бодрый, припопсованный металкор встречается с пиратскими мелодиями и фолком.
Изначально группа родом из Шотландии. Поэтому какое-то время они называли себя САМЫМИ трушными шотландскими пиратами-металистами, подкалывая Alestorm.
Abney Park — Crash
Банда Abney Park основана в 1997 в Сиэтле и в наш список попала в качестве бонус-трека. Группа придумала собственную стимпанк-вселенную, вокруг которой и строит все свое творчество. Тексты песен в основном описывают приключения воздушных пиратов во главе с капитаном Робертом Брауном — вокалистом группы. Так что эстетика получается вполне себе пиратская, пусть пираты у Abney Park и не по морю плавают.
Музыка группы — дикая смесь кабаре, фолка, индастриала и расслабляющего бархатного голоса Брауна. Результат смешения настолько своеобразный и гармоничный, что может претендовать на отдельный жанр.