В феврале этого года в эфире BBC Radio 2 Дэйв Грол и Foo Fighters исполнили песню You Should Be Dancing «королей диско» Bee Gees. Получилось мило и внезапно близко к оригиналу. Но шутка зашла слишком далеко — и вот Foo Fighters под именем Dee Gees выпускают полноценный диско-альбом с каверами на все тех же Bee Gees. Самое время разобраться, в чем смысл этого релиза и как диско-легенды Bee Gees связаны с рок-легендами Foo Fighters.

Чтобы понять ироничность и мощь альбома Hail Satin, нужно кратко пройтись по истории самих Bee Gees

Эта британско-австралийская группа была основана тремя братьями — Барри, Робином и Морисом Гиббами — в 1958 году. Поначалу группа играл мелодичный, приближенный к популярной музыке рок-н-ролл в духе The Beatles и добилась с этим материалом немалого успеха. В конце 60-х пресса часто напрямую сравнивала Bee Gees с The Beatles, а сами музыканты с каждым синглом залетали в топы чартов, много турили и постоянно светились на ТВ. Говоря прямо, популярный рок 60-х без Bee Gees представить невозможно.

И успех был заслуженным, ведь группа не только чарты синглами бомбила, но и развивалась. Так в 1969 году вышел двойной концептуальный альбом Odessa, который двинул звук группы в сторону прог-рока — и пластинка до сих пор звучит великолепно. Но 70-е встретили Bee Gees сурово. Еще в середине 1969 года группу покинул Робин Гибб, чувствуя, что менеджмент задвигает его на задний план. Выпущенный без него альбом Cucumber Castle 1970 года провалился с оглушительным треском. Братья Барри и Морис, глядя на это, решили разойтись.

Впрочем, все помирились, собрались обратно и выпустили еще один альбом в том же году. Но дела шли плохо, настолько плохо, что к концу 1974 года группа выступала в маленьких клубах. Спасителем Bee Gees стал продюсер Роберт Стигвуд, с которым братья работали с 1967 года. Именно Стигвуд убедил Гиббов записать следующий альбом в танцевальном ключе, переключившись с рока на диско. В результате диск Main Course 1975 года с ноги ворвался в чарты, а фальцетный вокал Барри, впервые использованный на нем, стал главной фишкой группы.

Пиком успеха стал саундтрек для фильма «Лихорадка субботнего вечера» с песней Stayin’ Alive во главе. С этого момента Bee Gees стали неоспоримыми королями диско и достигли высшей точки своей карьеры. Запомнились они не только из-за мощи их диско-треков, но и благодаря столь резкому и успешному переходу из одного жанра в другой. Потом у них будут и другие падения, с последующими подъемами — и даже возвращение к року, но это уже другая история.

Альбом Hail Satin от Dee Gees — это не просто набор каверов, а «заявление»

Будь это просто баловство или чисто коммерческая идея, в трек-листе была бы Stayin’ Alive. Однако Дэйв Грол и Foo Fighters выбрали легендарные, но чуть менее известные песни Bee Gees диско-эры. И великолепно их сыграли. Базовая ценность альбома — в возможности услышать, как хорошо может играть диско мужик, некогда поднявший с друзьями гранж, а теперь мастерски освоивший стадионный рок.

Кстати, существование альбома Hail Satin позволяет Foo Fighters совершенно безнаказанно включать каверы с него в концертную программу, устраивая ультимативный караоке-вечер для своих фанатов. А еще эти каверы для Грола в некоторой степени — возвращения к истокам. Ведь не так давно он заявил в интервью Фарреллу Уильямсу, что работая над диском Nevermind в «Нирване» он буквально играл диско-биты, которые подглядывал в популярных диско и соул-песнях. Да и ранее он уже называл себя «диско-барабанщиком».

«Перестань говорить, что я хороший барабанщик, потому что я самый базовый гребаный барабанщик. Послушайте Nevermind, пластинку Nirvana — я столько стащил у The Gap Band, Cameo и Тони Томпсона в каждую из песен альбома. Это диско, вот и все» — Дейв Грол

Hail Satin — это «любовное письмо» к диско и вообще поп-музыке 70-х, которая, как оказалось, отпечаталась в самых неожиданных жанрах и продолжает влиять на сцену сегодня. Поэтому Foo Fighters не устраивают с Hail Satin комедию — шутки заканчиваются на названии альбома. Они просто отрабатывают песни Dee Gees, наполняя их энергией своей банды — чуть тяжелее и ударнее, но с уважением к оригиналу и каноническим фальцетом.

Каверов на диске всего пять — им посвящена лишь «первая сторона пластинки»

На второй разместились студийные лайв-записи песен со свежайшего альбома Foo Fighters — Medicine At Midnight, вышедшего ранее в этом году. Поначалу не совсем понятно, какой в этом смысл. Но достаточно вспомнить, что говорили и писали про этот альбом — или просто переслушать его. Foo Fighters уже много лет находятся в авангарде стадионного поп-рока, но с этим диском они пошли еще дальше. Пластинка стала еще танцевальнее и легче, чем предыдущие релизы банды. И на ней очень явно проклюнулись элементы диско, фанка и соула — те самые 70-е. На самом деле, переход от каверов к собственным песням Foo Fighters на Hail Satin получается почти бесшовным — и это о многом говорит. 

Кому-то это кажется противоестественным, кто-то обвиняет группу в опопсении и продажности. Но на самом деле Дейв Грол всего лишь вернулся к корням времен Nirvana, просто эти корни оказались вовсе не в гранже.

Как Дэйв Грол придумал «пакетный салат», попал в «Нирвану», основал Foo Fighters и потерял бумажник