Цитата из заголовка принадлежит вокалисту Enter Shikari — так он описал творчество группы. И не соврал. Если перечислять музыкальные жанры, в которых работают Enter Shikari, набор тегов получится до смешного длинным и с виду бессмысленным. Но также их звук можно охарактеризовать просто как электроникор — направление, которое сама группа и изобрела. Но вот чтобы объяснить, как электроникор звучит, придется кратко пройтись по всей дискографии Enter Shikari. К тому же повод есть, ведь группа выпустила новый альбом — Nothing is True & Everything is Possible.
Enter Shikari уже больше двадцати лет упорно придерживаются DIY-идеологии.
Группа образовалась в 1999 году в городе Сент-Олбанс, неподалеку от Лондона. Изначально банда называлась Hybrid, а в составе было трое школьных друзей: Раутон «Рау» Рейнольдс в качестве гитариста и вокалиста, Крис «Батти Си» Баттен на басу и Роб «Сержант Рольфи» Рольф на ударных. В 2003 году Рау оставил роль гитариста, чтобы сосредоточиться на вокале и работе с электроникой. В качестве гитариста в группу взяли Лиама «Рори Си» Джерарда Клевлоу — с тех пор состав группы ни разу не менялся.
За эти двадцать с лишним лет группа выпустила несколько EP, ворох синглов и концертных альбомов, шесть студийников — и все это своими силами. Enter Shikari принципиально выпускают альбомы исключительно на собственном лейбле Ambush Reality. К помощи мейджоров группа прибегает только в вопросах дистрибуции. Так что Enter Shikari полностью контролируют запись и звучание своих альбомов — все пластинки группы спродюсированны ее же участниками. Об этом Рау не раз говорил в интервью:
Крупные лейблы — это бюрократия и контроль. Будучи свободными от обязательств, мы снимаем такой клип, какой хотим, и нам не приходится проходить через бумажную волокиту. DIY-подход для нас удобнее. Люди получают именно то, что мы хотим донести, и делятся своими идеями и предложениями.
Независимость была необходимостью с самого начала, потому что первые шаги мы делали сами: первые туры, первый альбом, который практически сразу стал очень успешным. И только потом пришли менеджеры, когда мы уже состоялись, как музыкальная группа. Необходимости прибегать к их помощи уже не было. Поэтому с тех пор и по сей день мы работаем самостоятельно.
Enter Shikari были одними из лидеров транскор-сцены в нулевых.
С транскора группа, собственно, начинала. Жанр набирал популярность с начала нулевых и достиг пика в том самом 2007-м, когда Enter Shikari выпустили свой дебютник. Суть направления — в смешивании мелодик-металкора с танцевальной электроникой, от транса и техно до дабстепа. И хотя популярность жанра быстро схлынула, транскор-треки можно отыскать у многих металкорщиков. А некоторые — например, японцы Crossfaith (с которыми дружат Enter Shikari) и американцы The Browning — до сих пор твердо придерживаются этого направления.
Но Enter Shikari и до дебютного альбома Take to the Skies успели сделать себе имя. Диск вышел в 2007 году, но еще за год до этого группа навыпускала синглов и демок, прокатилась по крупным метал-фестам и отметилась с интервью в больших журналах. Награды, туры, выступления с легендами вроде The Prodigy — все у банды было почти с самого старта и не прекращается до сих пор. Дебютник закономерно выстрелил, приумножил фанатскую базу (некоторые из них называли группу «новыми Sex Pistols») и закрепил Enter Shikari как один из эмо-столпов 2007-го. И заслуженно! Take to the Skies — это действительно один из лучших жанровых релизов в истории. Мощнейший эмокор с качающими брейкдаунами, атмосферной, космической электроникой, цепкими мелодиями и дерзкими текстами. Диск, впитавший атмосферу легендарного года.
Причем в плане исполнения — альбом довольно сырой, особенно если говорить о секциях с экстрим-вокалом. Но это в итоге сделало пластинку еще более живой и ламповой. Когда спустя десять лет группа отыгрывала диск полностью в рамках юбилейного тура, народ в залах так сходил с ума, что никаких вопросов о культовости той записи не возникало.
Хитов, которые пережили 2007-й, на диске тоже было достаточно: Mothership, Sorry You’re Not A Winner, OK Time For Plan B — да большая часть альбома, на самом деле. К тому же, в том же году группа выпустила The Zone — сборник ремиксов, демок и синглов, на котором тоже были свои бессмертные транскор-хиты, вроде Acid Nation.
С самого старта группа твердо обозначила свою идеологию.
Enter Shikari призывают к единению людей, они критикуют социальную несправедливость, поднимают темы изменения климата, несовершенства капитализма и другие важные для самих музыкантов повестки. В 2019 году Рау Рейнольдс даже написал колонку в британскую газету Metro на тему того, что музыка не должна быть аполитичной:
Музыка – идеальное направление в творчестве, чтобы делиться новыми идеями и помогать нашему обществу укрепляться. Я встречал людей, чье призвание по жизни менялось, благодаря идеям, поднимаемым в нашей музыке. Я встречал людей, работавших в общественных организациях или правительстве и боровшихся за шанс сделать мир лучше. Музыка дарила им силы и смелость.
Дальше Enter Shikari двинулись в сторону электронных экспериментов, но поначалу не теряли в тяжести.
Common Dreads — второй альбом группы — открывает интро с призывами к единению на разных языках мира, в том числе и на русском. На этом диске группа стала говорить о социальных проблемах еще более дерзко. Если на дебютнике они доносили свои взгляды через метафоры, тот теперь начали чаще кричать прямыми словами. Но куда интереснее, конечно же, изменения в общем звуке группы.
Во-первых, чистого вокала стало куда больше — и теперь не только в исполнении Рау, но и других участников группы. Вместо сырого скрима Рейнольдс куда чаще начал использовать более эмоциональный крик с примесью чистого голоса, похожий на обычный вопль. В музыку Enter Shikari такая техника вписалось идеально и на сегодня уже стала одной из главных фишек группы. И, разумеется, Common Dreads — это уже не транскор. Металкора на альбоме все еще много, но в целом палитра жанров сильно расширилась — в сторону постхардкора, поп-панка, инди-рока в духе The Killers, нью-рейва в стиле Klaxons, дабстепа и драм-н-бейса. Появились даже небольшие хип-хоп-вставки. Причем группа меняет жанры не от трека к треку. Несколько стилей запросто смешиваются или следуют друг за другом в рамках одной песни. Enter Shikari до сих пор пишут песни именно так.
Но хоть у группы и наметился перевес в сторону электроники, и более легких поджанров рока, в целом диск получился достаточно шумным, тяжелым и вообще хардкорным. Но что особенно важно, группа на втором альбоме доказала, что может делать по-настоящему тяжелые треки не только за счет перегруженных низких гитар. Самый яркий пример — песня Zzzonked, она буквально рвет уши, но за счет вокала, ритма и электроники. Альбом ясно дал понять, что группа настроена на эксперименты. Тем забавнее, что открывается Common Dreads песней Solidarity — единственным треком, сильно похожим по звуку на первый альбом группы.
Еще забавнее, что по-старому транскорный диск группа выпустила годом позже. Альбом Tribalism 2010 года — это компиляция ремиксов и лайвов группы. Плюс четыре песни, не попавшие на Common Dreads — все по духу близки к первому альбому группу, разве что сама Tribalism немного Tool отдает. Кроме того на этом диске можно отыскать живой, мрачный и очень тяжелый кавер на Insomnia от электронщиков Faithless.
Третий альбом продолжил идеи Common Dreads, но при этом стал даже тяжелее.
Третий полноформатник Enter Shikari — A Flash Flood of Colour — вышел в 2012 году. Посыл диска все тот же — социальный активизм, на этот раз с упором на прогрессивизм и критику именно британской политики. Хотя сам Рейнольдс назвал этот альбом антиполитичным, сказав, что его смысл в том, что современная политика вообще устарела как система. Она нам не нужна, не нужно держаться за устаревшие правила, а путь для наций и всего человечества должен основываться на научных достижениях. Темы серьезные, но обернуты они в понятный, развлекательный звук — это вообще одна из главных особенностей группы.
Стартует альбом с трека Meltdown и мощнейшего брейкдауна не на гитарах, а на глитч-электронике. Еще одно доказательство, что группе не нужны гитары, чтобы качать. Впрочем, в следующей же песне Рау подрубает скрим с гроулом, а Рори Си вступает с треш-метал-риффами. На третьем альбоме Enter Shikari еще сильнее углубились в электронику, и особенно в дабстеп, но при этом и гитары сделали тяжелее. Появилось больше безумных, ломано-прогрессивных риффов.
Альбом в историческом смысле не такой революционный, как дебютник или Common Dreads, но он до идеала отшлифовал тяжелый звук группы (хотя на нем и легких песен хватает). Он и прессу собрал хорошую, и в британских чартах забрался на первую строчку. Большинство песен с него можно использовать в качестве краткого описания, что такое Enter Shikari. А некоторые — например Quelle surprise и Destabilise — стали олицетворением группы в ее лучшей форме и почти не пропускают концерты банды.
Но вершиной тяжелой формы Enter Shikari стал даже не третий альбом, а вышедший в 2013 году EP Rat Race. Он состоял из четырех треков: трех новых песен и одного ремикса. Новые песни на альбоме — сильнейший, по-настоящему тяжелый и качающий металкор, с едва ли не лучшими в истории группы риффами. Песня Rat Race с этого EP — один из самых узнаваемых треков группы. Релизы за пределами основных альбомов такого редко добиваются. По сути, этот диск — натуральный фан-сервис, быстрое возвращение в транскор-времена, но с новыми знаниями и навыками.
Занятно, что несмотря на утяжеление банды в том же году родился исключительно электронный проект Enter Shikari — Shikari Sound System. Сами музыкант называют его «альтер эго группы». Ремикс на песню Radiate, представленный на EP, как раз сделан в рамках этого проекта.
Четвертый альбом группы стал самым высокооцененным в ее дискографии и направил Enter Shikari в сторону более легкой музыки.
Хотя казалось бы — альбом The Mindsweep 2015 года начинается с очень шумной и металкорной песни The Appeal & the Mindsweep I, а еще на нем есть There’s a Price On Your Head, которая звучит так, будто это кавер на System of a Down. Однако легких, мелодичных песен на диске действительно стало больше. Впрочем, группа и в них напихала внезапных скримо, металкор, панк и прочих хардкор-секций. Так что в плане дерзости Enter Shikari себе изменять не стали. На этом же диске Рау окончательно осмелел и добавил хип-хоп не только в виде «необязательных» вставок. На The Mindsweep есть сразу два трека, в которых Рейнольдс полноценно и очень круто читает рэп: Never Let Go of the Microscope и Anaesthetist. Причем первый заканчивается мощнейшим эмокором, а второй — просто одна из самых запоминающихся песен альбома.
Альбом на момент выхода вообще стал самым взрослым и разнообразным произведением группы. В плане лирики Рау стал более сфокусирован на конкретных темах, не размывая их до общностей. Он не раз подчеркивал в интервью, что сначала дотошно изучал все, о чем собирался написать, чтобы не сморозить в текстах какую-нибудь глупость. И это разумно, учитывая, что в этот раз он коснулся и финансового кризиса, и недостатков системы здравоохранения, и расовых вопросов. Впрочем, некоторые музыкальные критики писали, что все эти слова тонут в «хаотичном» звуке группы — такие претензии преследуют банду с момента основания.
Но между третьим и пятым альбомом у группы были и другие интересные релизы. В том же 2015 году вышел двухтрековый EP Covers с каверами на Know Your Enemy от Rage Against the Machine и Chop Suey! от System of a Down. Каверы банда записала не пытаясь повторить оригинальный звук, а в своем стиле — с электроникой и всем, чего мы обычно ждем от Enter Shikari. Кроме этого релизнулись три песни, не вошедшие на альбомы. Redshift — типичный стадионный рок. Supercharge — занятный танцевально-нюметалический фит с рэпером Big Narstie. Ну а сингл Hoodwinker 2016 года — самая тяжелая песня в истории группы, поначалу даже думом отдающая.
В 2017 году вышел самый спорный, самый личный и самый легкий альбом группы.
Пятый полноформатник получил название The Spark и на нем нет ни одного тяжелого трека. Зато есть диско, немного грайма, мелодичный инди-рок и приятный вокал Рау Рейнольдса с минимум криков. Диск не только легкий, но и не такой уж разнообразный — это единственный альбом группы, про который можно сказать, что он выдержан в более-менее едином стиле. А еще это первая пластинка Enter Shikari, на которой Рау больше поет не о политике, а о себе.
Несколько лет до выхода The Spark Рау Рейнольдс страдал от целого набора ментальных расстройств. Они выливались в бессонницы, панические атаки, нервные срывы и зависимость от лекарств. Дошло до того, что на каком-то этапе Рейнольдсу потребовалась госпитализация и помощь врачей. Об этом он и рассказал на альбоме, при написании которого вдохновлялся музыкой Дэвида Боуи. Для Рау The Spark стал терапией и откровением. Поэтому альбом так отличается от всего, что группа записывала до и после.
Но даже если отбросить смысловую нагрузку пластинки, хуже она не станет. Это просто отличный поп-рок, если максимально обобщить звук альбома. Да, не этого фанаты (да и я сам) ждали от Enter Shikari, но группа ожидания и жанры шатает уже много лет. Вот что Рау говорил на этот счет в 2017 году:
Нам никогда не нравилась приверженность одному конкретному стилю музыки. Когда мы росли в Англии, была дурацкая тенденция слушать один единственный музыкальный стиль, одеваться так, как этот стиль требует, а нам это было не по нраву. Мы дружили со всеми, слушали все и никогда не старались кому-то подражать. Благодаря таким широким музыкальным интересам, мы и стали теми, кто мы есть.
Самый свежий — шестой — альбом Enter Shikari оказался еще более неоднозначным, чем The Spark.
Группа заявила, что Nothing is True & Everything is Possible — самый разнообразный и определяющий альбом из всех, что Enter Shikari выпускали. Дескать, он впитал в себя все звуковые эпохи банды. И это чистая правда, но он все же в большей степени наследник именно The Spark. И это вряд ли будет сюрпризом для тех, кто успел послушать неальбомный разогревающий сингл Stop the Clocks. Группа максимально усилилась в поп-сторону, попутно зацепив еще больше жанров. Поэтому теперь, помимо всего, что уже было описано в статье, в копилку Enter Shikari можно закидывать немного джаза, латино, вейпорвейва (этого стоило ожидать, учитывая обложку) и симфоники. Последнее, пожалуй, интереснее всего. На альбоме есть трек, записанный с пражским симфоническим оркестром. Вокала в нем нет, а звучит он так, словно сбежал из саундтрека к аниме Миядзаки.
Для старых фанатов приятнее всего будут звучать песни The Great Unknown и T.I.N.A. — они, даже несмотря на попсовость, сильно отдают дебютным альбомом группы. В основном, конечно, за счет тревожно-космических клавишных. Да и в целом альбом правда хорош, не считая парочки совсем уж странных песен (Crossing the Rubicon и Marionettes I), попсовых настолько, что даже на таком диске они выбиваются. Но главное, что по-настоящему цепких, застревающих в голове вещей на альбоме полно — хедлайнером же среди них должна стать Modern Living. Оказывается, что в совсем легкой музыке Enter Shikari чувствуют себя хорошо.
Ну а вместе с разнообразием вернулись и классические для группы темы — политика, изменение климата, и так далее. Альбом вообще кажется попыткой Enter Shikari взять все свои особенности и упаковать их в еще более понятный широким массам звук. Если так, то получилось 50 на 50 — вроде и попсово, но все равно со странностями и по-панковски. И само собой, звучание Nothing is True & Everything is Possible ничего не говорит о будущем группы. Завтра Enter Shikari могут выпустить смесь синтвейва с дэткором — и никто особо не удивится.