23 января 2006 года вышел дебютный альбом Arctic Monkeys — Whatever People Say I Am, That’s What I’m Not. К тому времени об этой группе уже знала вся Великобритания, что едва ли кого-то удивит в наше время: сейчас артист может годами выпускать свое творчество в соцсетях и быть вполне себе звездой, а альбом запишет чисто «для галочки». Но не тогда: Arctic Monkeys были одной из первых групп, чья популярность не зависела от выпуска альбома на большом лейбле, ротации на радио и прочей архаики. Их первые песни распространялись на болванках, и благополучно утекли в интернет — а конкретно на MySpace, благодаря которому к началу 2005 года альбом «Обезьян» уже ждали десятки тысяч человек. Так он стал самой быстропродаваемой пластинкой в истории Британии — почти 400 тысяч копий за неделю. При этом сами AM вообще не занимались раскруткой — даже страницу группы на MySpace завели какие-то фанаты, а дальше все полетело само собой. Звучит, как сказка, но надо понимать, что и музыка AM с самого начала была достойна такого успеха. 

Середина нулевых — очередное возрождение британского рока, на этот раз с приставкой «инди». «Мэдчестер», Pulp, Oasis и Blue все реже напоминают о себе, но уже подросло новое поколение музыкантов — и кроме родных братьев Галлахеров и Деймона Албарна на них сильно повлиял панк, гараж и инди-рокеры The Strokes. Эти без стеснения берут все лучшее от гаражного рока: юношеский задор, грязноватый звук, больше эмоций и крепких слов, да и названия с артиклем The. В то время можно было каждый день открывать для себя одну такую новую группу; у некоторых даже находилось больше одной цепляющей песни.

Arctic Monkeys возглавили новую волну инди-рока в Британии.

Еще в демках ощущалась невероятная энергетика группы, не похожая ни на что. «Обезьяны» играли быстро и яростно, но при этом невероятно мелодично. Солист Алекс Тернер кричал в микрофон или напевал с юношеской хрипотцой — и уже тогда это были прекрасные тексты. Почти все песни на дебютном альбоме — про разнообразный угар, особенно в ночных клубах, мимолетные и не очень отношения, драки: в общем, жизнь обычных пацанов из Шеффилда, кем и были Arctic Monkeys. Неудивительно, что все это так тронуло английскую, а потом и всю остальную молодежь. Каждая композиция — как маленькая новелла с ураганным саундтреком: тут и боевики, и баллады, но все исполняется с одинаково максимальной отдачей. И что круто — ровно та же сама отдача демонстрировалась на концертах, и публика отвечала взаимностью. 

Чтобы понять всю соль ранних Arctic Monkeys, стоит посмотреть их лайвы.

Вот потрясающий, несмотря на качество (хотя так даже лучше) концерт в ныне закрытой лондонcкой «Астории», в 2005 году. Почти 2000 человек в зале, все поют; Алексу Тернеру 19, он как-то неловко держит гитару — но как и все в AM, он словно высекает из инструмента искры; слова Тернера между песнями сложно разобрать, но шеффилдский акцент — это часть его очарования. 

Более внятный (и эпичный — спасибо монтажу) лайв 2006-го — почему-то с последней песни, но в целом это самый эмоциональный номер AM того периода: 

Как видно на последнем лайве, AM отлично чувствуют себя на больших фестивалях — очень скоро они побудут хедлайнерами и на «Гластонбери», и на «Коачелле». 

Первый альбом Arctic Monkeys остается самым драйвовым в истории группы: все их дальнейшее творчество нельзя назвать иначе как «взросление» — со всеми плюсами и минусами

После дебютника группа с завидной регулярностью выпускала EP, и за эту плодовитость ее даже критиковали — но Тернер объяснял, что ему просто скучно сидеть на месте, и он хочет постоянно что-то делать. И не просто делать — а развиваться. Уже второй альбом, Favorite Worst Nightmare, в музыкальном плане был менее задорен, но более витиеват (а поэтические таланты Тернера не давали сбоя пока еще никогда).

После него Тернер на время переключился на другой проект — The Last Shadow Puppets с приятелем Майлсом Кейном (фан фэкт: клип на одну из его песен снимали в Москве). Чудесную акустическую пластинку записали за две недели, натурально в деревне на Севере Франции, а затем в студии догнались симфонической аранжировкой. Тогда же Тернер впервые начал работать с продюсером Джеймсом Фордом (Simian Mobile Disco), который в итоге сыграет важную роль в формировании будущего звука AM.

2007
2018

Когда после сайд-проекта Тернер вернулся к делам AM, многое изменилось. От влияния The Strokes и прочих «The» не осталось следа, от юношеского задора — тоже. Тернер с самого начала говорил, что более важным ориентиром для группы были Queens of the Stone Age и Ник Кейв и в какой-то момент, очевидно, он просто начал претворять в жизнь свои мечты. Третий альбом, Humbug, записывался в США и под покровительством не только Форда, но и Джоша Хомма из QOTSA, а Тернер в интервью NME прямо сказал, что запись будет тяжелее, и даже сравнил ее с Black Sabbath (можно представить ужас некоторых фанатов инди-рока). Возможно поэтому Humbug был уже не так успешен по продажам в Англии, но это едва ли остановило эволюцию Arctic Monkeys. В дальнейшем они придерживались такого же курса на углубление и утяжеление своей музыки, и не боялись экспериментировать, что вылилось в еще три пластинки — они окончательно сделали AM великой группой и собрали вокруг нее еще большую армию фанатов. Уже во времена Humbug лайвы группы стали серьезнее, и даже если они играли старый материал, то более вдумчиво и с расстановкой; фанатский шмот Тернер сменил на кожанки, пиджаки и бриолин, и в целом стал более томным. 

Все это было круто, но уже не имело ничего общего с энергетикой первых лет — и это не упрек: просто ребята выросли.