На первых порах новый сериал Мэтта Грейнинга (создатель «Симпсонов» и «Футурамы») действительно был сплошным разочарованием. Слишком уж помойный юмор, прямолинейные шутки и гэги ради гэгов, в которых сериал, казалось, беспросветно утопал. Во втором сезоне «Разочарование» начало подавать какие-никакие надежды: история сдвинулась с мертвой точки, а сериал перестал быть сборником натужных скетчей. 15 января сериал вышел на третий сезон — и стало окончательно ясно, что Грейнинг задумал долгую игру. И хотя третий сезон оказался самым некомедийным из всех, «Разочарование» наконец-то перестало соответствовать своему названию. А нужно было всего лишь стать чуточку серьезнее.

Если «Симпсоны» были пародией на ситкомы, а «Футурама» на научно-фантастические проекты, то «Разочарование» оказался пародией одновременно на средневековую «Игру престолов» и мистически-магический «Гравити Фолз».

Грейнинг сам признавался, что вселенная Алекса Хирша послужила одним из источников вдохновения. Такое странное, но тем и притягивающее комбо сумело приковать к себе внимание как минимум сеттингом и персонажами. 

Бин (Эбби Джейкобсон) — принцесса Дримландии, которая вместо платьев и туфель носит рваную майку и говнодавы, а светским балам предпочитает пьянки в пабе. У нее есть два напарника и, по несчастью, единственных друга — сварливый личный демон Люцик (Эрик Андре), больше похожий на говорящего кота, и малость аутичный эльф Эльфо (Нат Факсон), «тайно» влюбленный в Бин. В самой Дримляндии средневековое встречается с современными реалиями — конечно же, абсурдных шуток ради: вот местная полиция зажигает «мигалку» на лошади, вот Бин «созванивается» с Раем по волшебному шару. Все это происходит во вселенной, где люди уживаются с владеющими магией эльфами, орками-варварами и живущими в Зачарованном лесу говорящими животными, в то время как в нескольких километрах от Дримляндии стоит утопия для изобретателей Стимленд с летающими дирижаблями и паровыми роботами. Кадр постоянно пестрит деталями: ставить сериал на паузу и изучать нарисованное здесь можно каждую секунду.

Весь первый сезон Мэтт Грейнинг бомбил сеттинговым юмором и пасхалками, по сути игнорируя сюжет — «Разочарование» сплошь состояло из филлеров, пускай местами и смешных, но никак не продвигающих историю. А цепляющая идея у сериала есть — пускай и заезженная, но тем не менее вечно актуальная. Под разочарованием здесь имеется в виду не кто иная, как Бин — непутевая наследница трона, которая только и делает, что ввязывается в неприятности и шатается по пабам. Ну, и испытывает кризис самоидентичности — в скором времени она уже должна править целым королевством, а похвастаться каким-либо «профессиональным» опытом не может, потому что сутками напролет слоняется по округе с демоном и эльфом. 

Уже во втором сезоне история начала набирать обороты, а третий наконец-то сумел представить какую-никакую драму. В новых сериях в дела Бин снова ввязывается ее мать Дагмар («Бегать от своей матери — какой-то прошлый год», — говорит Дагмар Бин, которая в очередной раз пытается сбежать от семейных разборок), а Дримландия переживает новый кризис, похлеще каменной эпидемии во втором сезоне. В этот раз король и отец главной героини Зог окончательно сошел с ума. 

Несмотря на новый, более серьезный курс повествования, разбирать сюжетные арки «Разочарования» по-прежнему та еще пытка. Слишком много лишних, не особо значимых ответвлений, новых героев, которые появятся и пропадут уже через одну-две серии, и комедийной мишуры. Радует лишь одно — шуток стало в разы меньше, что пошло «Разочарованию» только на пользу. Это действительно уникальный случай — урезание юмористической части в комедийном сериале сделало повествование только лучше, причем существенно. Грейнинг будто прислушался к фанатам и критикам и в третьем сезоне направил свое изобретательное воображение не на придумывание очередных гэгов, а какую-никакую проработку собственной вселенной, в которую с самого начала трудно было не влюбиться. А теперь — так и вовсе.

В новых сериях шоураннер вспомнил о существовании второстепенных героев и наконец придал им значимость. Наконец-то продолжилась история второй жены Зога — амфибии Уны, которая в прошлых сериях оставила королевство и стала пираткой, а их общий сын Дерек перестал быть очередным болванчиком для издевательств в пятисекундных скетчах. То же случилось и с принцем Меркимером, который с первого сезона бегал где-то на фоне в обличии свиньи с короной на голове и время от времени вбрасывал нелепые фразы, а спустя два года наконец-то получил собственное сюжетное ответвление. Не забыли и про Стимленд — как минимум пару серий Бин с компанией проведет время в «современном» мире, который деталями радует глаз больше, чем полупустая Дримляндия с однотипными каменно-деревянными домами и голыми трущобами.

В третьем сезоне Бин продолжает пытаться найти себя, впервые оценивая свои шансы на трезвую голову. Да, в новых сериях даже пить недопринцесса стала меньше — видимо, Грейнинг понял, что уже до полусмерти избил собственный же троп. Бин даже начала принимать взрослые решения (какие — спойлеры), а не бесконечно бегать от препятствия к препятствию, чтобы поддерживать динамику сериала. Но не стоит бояться, что «Разочарование» резко дало по тормозам. Треша здесь по-прежнему достаточно, просто сериал больше не состоит из него на 99%. Половина экранного времени в третьем сезоне отведена обрисовке бэкграунда ключевым персонажам, другая часть — Бин, ее внутренним переживаниям и даже романтическим отношениям (эпизод с первым сексом в жизни главной героини на удивление получился самым грустным и меланхоличным за все три сезона).

Сейчас у «Разочарования» есть все шансы, чтобы закончить на высокой ноте.

На данный момент известно, что выйдет еще 10 эпизодов. Если Netflix не решится продлить сериал еще на 20 — с десятком еще больше расшатывающих повествование ответвлений — то мы получим исчерпывающий финал без новых клиффхэнгеров и искусственно растягивающих сериал гэгов, где количество опять затмит качество. История Бин явно подходит к логическому завершению: новые приключения могут угробить так тщательно выстраиваемую в третьем сезоне драму, снова размоют рамки сюжета, который только-только начал приобретать нормальный вид. Последние 10 серий должны заполировать «Разочарование», как это в свое время произошло с «Гравити Фолз» — другим относительно коротким мультсериалом, который мог получить еще сотню серий, но который Хирш не стал доить до последней капли и завершил на высокой ноте.

В случае с «Разочарованием» есть опасность, что Грейнинг разрушит все новым шквалом сортирных шуток и сценками ритуалов с похлопыванием по ягодицам (не спрашивайте). Но даже если финал выдастся провальным, «Разочарование» в любом случае запомнится как еще один дерзкий проект от автора «Симпсонов» и «Футурамы». Хоть и не такой масштабный.