Прямо сейчас это самая дикая, самая первобытная, панковская, честная и тяжелая рок-группа на большой сцене. Не так давно Code Orange выпустила новый альбом, еще сильнее укрепившись на олимпе залезающей в мейнстрим андерграунд-музыки. Музыканты стремительно сделали себе репутацию экспериментаторов, которым можно вообще все, и никаких осуждений не последует. Рассказываем, откуда взялись Code Orange и как звучит их новый альбом. 

В андерграунде полно прорывных групп и музыкантов, потенциально способных «перевернуть игру». Но о них либо знают единицы, либо их эксперименты пока чересчур смелы — на то он и андерграунд. Однако иногда из него, словно демоны из ада, вырываются голодные музыканты и с ноги влетают в мейнстрим. Они рубят свою маргинальную андерграунд-музыку, а массам почему-то заходит. Так с Code Orange и вышло.

Группа Code Orange Kids (приставку Kids они выкинули уже после первого альбома) собралась в Питтсбурге в 2008 году. Как это часто бывает с хорошими рок-бандами — все участники тогда были подростками. Несколько лет они даже в клубах играть не могли — не проходили по возрасту. Никакой остросюжетной истории у их формирования нет.

Ребята просто хотели рубить хардкорную панкуху — собрались и начали рубить.

Банда изначально была именно бандой. Неразрывным объединением музыкантов-бунтарей, играющих и существующих, будто единый организм. У Code Orange даже вокалиста отдельного нет — барабанщик Джейми Морган, гитаристка Реба Майерс и клавишник Эрик Балдероуз попеременно берут на себя эту роль. Или поют вместе. Иногда банда вообще ревет во все пять голосов. Теперь, правда, Джейми будет петь больше. Из-за барабанов он вылез окончательно, на ударных в 2020 году его заменил новый участник. 

Панк у ранних Code Orange получился грязным, прямолинейным и очень тяжелым. Некоторые прозвали их школьниками-выскочками, но для панков такая репутация очень даже в тему. Уже в первые годы банда заслужила лестные сравнения с Black Flag и Converge. А некоторые в их звуке еще тогда услышали отголоски хардкорных металлистов Pantera. Позже и сами участники Code Orange подтвердили, что эта метал-банда сильно на них повлияла. 

С Converge банду сравнивали не просто так.

В 2012 году они подписали контракт с лейблом вокалиста Converge Джейкоба Бэннона. На нем вышли первые два альбома Code Orange — Love Is Love/Return to Dust и I Am King. Дебютник им также помогал записывать и продюсировал Курт Баллу — гитарист Converge. Также не стоит забывать о вкладе этой банды в формирование звука Code Orange. Именно на дебютнике можно услышать сырой хардкор-панк-звук ранних Code Orange. В высшую лигу они с этим материалом не пробились, но внимание на себя точно обратили. 

А вот I Am King, на которым хардкор-панк встретил дэткор, хоррор-эмбиент и грязный металкор, в котором приставка «хардкор» еще не затерлась, был более успешным. Фраза «американский андерграунд-металкор», которой звук банды описал журналист Consequence of Sound, все еще неплохо передает суть Code Orange. После второго альбома последовало не только признание увлеченных металхэдов, но и совместные шоу с Killswitch Engage, Deftones и другими гигантами. Именно I Am King укрепил Code Orange, как острых на язык бунтарей, тяготеющих к темной шок-эстетике. Это отражается и в текстах, и в клипах, и в самой атмосфере песен группы.

Окончательным выходом из андерграунда для банды стал выстреливший в 2017 году альбом Forever. Еще более тяжелая версия I Am King, на которой группа и радиофрендли-звук понемногу пробует, и в то же время не боится звучать отталкивающе, грайндкорно, ломано. Альбом группа выпустила на лейбле Roadrunner Records — а это один из самых уважаемых мейджоров в тяжелой музыке. Абы кто туда не попадает. Вскоре после выпуска альбома песня Bleeding in Blur попала в качестве саундтрека на шоу крупнейшего рестлинг-промоушена WWE — NXT TakeOver: Brooklyn III. Кроме того, банда еще и живьем на шоу выступила, что их популярности как минимум в Америке добавило сильно. Позже они также записали тему для рестлера WWE Брэя Уайатта. 

В 2018 году за титульную песню Forever группа была номинирована на «Грэмми» в категории «Лучшее метал-исполнение». Такая тяжелая, по-настоящему неформатная музыка на «Грэмми» прорывается редко. И хотя в итоге банда статуэтку не взяла, это было заметное событие. Тогда же многие музыканты поддержали Code Orange в своих соцсетях и о Code Orange в целом заговорили. В результате на группу возложили определенные ожидания — худшее, что вообще можно делать с музыкой и творчеством вообще. 

Новый диск записывался три года. По словам музыкантов, они работали над ним буквально в режиме 24 на 7, с перерывами на концерты. В этот раз они уделили особое внимание продакшену. Джейми заявил, что оттачивалась каждая секунда каждой песни. Впрочем, молчанием этот период не назовешь. Банда успела отыграть достаточно шоу, погреть Slipknot и выпустить EP с двумя новыми треками. 

Альбом под названием Underneath вышел 13 марта и вот что про него написал сайт Pitchfork:

Музыка вызывает желание пожать плечами и усмехнуться. Альбом излишне усердный, полный вдохновения, но почти лишенный новых идей. Underneath такой же тупой и броский, как худшее из ню-метала. 

Звучит не слишком лестно? Зато достаточно правдиво и емко. На новом диске Code Orange действительно много от ню-метала. А еще от гранжа, шугейза и других рок-жанров из 90-х. Группа сделала ремикс не на трек, а на несколько эпох. На всю тяжелую музыку, которую члены банды впитывали с самого своего рождения.

Альбом Underneath — это антология рока последних тридцати лет.

В 47 минут группа упаковала потрясающе гармоничный синтез всего. От грайндкора и брейкдаунов, до мелодик-металкора и баллад с чистым вокалом.

Альбом действительно прямолинейный и броский — как и все творчество группы. Джейми — главный автор текстов Code Orange — в этот раз сочинил концептуальную пластинку о зависимости от технологий и смартфонов. О страхе лишиться этих благ. В текстах он представляет технологии практически как демона, питающегося нами. Да, это в самом деле подростковая прямолинейность… Но «тупая», подростковая прямолинейность как раз и заставила мир обратить внимание на Code Orange. И как они могли обойтись без оммажа ню-металу, когда пару десятков лет назад на том же из ниоткуда вылезали Korn и Linkin Park.


Над этим и вправду можно усмехнуться. Если ты сноб, никогда не слушал музыку сердцем и не испытывал простых, но острых эмоций.

Я уж не говорю о том, что песни с нового диска банально качают и готовы разорвать любую площадку. Underneath — наравне с I Disagree от Poppy — главный претендент на звание метал-альбома года прямо сейчас.