Pearl Jam — один из четырех столпов гранжа. Банда, стоящая среди Nirvana, Alice In Chains и Soundgarden, а то и превосходящая их. И тут не имеют никакого значения десятки миллионов проданных альбомов и выигранная статуэтка «Грэмми». Важно, как Pearl Jam сумели завладеть умами людей и поселиться на радио. Залезть на Олимп с первым же альбомом и не слезать оттуда уже тридцать лет. Да и гранжевый бэкграунд у музыкантов группы во всей четверке самый впечатляющий. На днях у Pearl Jam впервые за семь лет вышел новый альбом — Gigaton. И это хороший повод напомнить, кто они такие.
Pearl Jam основана на обломках двух культовых гранж-групп.
Банду основали в 1989 году басист Джефф Амент и гитарист Стоун Госсард. С 1984 по 1988 год они играли в сиэтлской гранж-группе Green River. За пределами города и округи банда была не особо известна. Но на гранж-культуру она оказала колоссальное влияние. Первый мини альбом группы — Come on Down — вышел в 1985 году и это, по сути, первая гранж-пластинка в истории. Даже Melvins на тот момент еще не успели выпустить дебютник.
Кроме того, именно вокалист Green River Марк Арм начал использовать термин «гранж». Для описания не только своего саунда, но и звука сиэтлских хэви-групп того времени. А когда к релизу готовился втором мини-альбом группы, лейбл Sub Pop в его рекламе использовал цепкий слоган: «Ультра-раскрепощенный гранж, разрушающий моральные устои поколения». Кроме этих двух мини-альбомов группа выпустила полноформатник Rehab Doll в 1988 году. Диск вышел отличным, но банда его буквально домучивала, так как фактически развалилась из-за творческих разногласий еще в 1987-м.
В 1988 году Амент и Госсард с вокалистом Эндрю Вудом собрали группу Mother Love Bone. Она играла любопытную смесь гранжа с глэмом (кто бы знал, что такое вообще возможно), но успела выпустить всего один полноформатник и мини-альбом. В 1990 году вокалист умер от передозировки наркотиками — а вместе с ним не стало и группы. Всего двух лет хватило Mother Love Bone, чтобы стать заметной на местном уровне командой. А спустя годы их вообще почитают как классиков раннего гранжа. Так что вклад ключевых музыкантов Pearl Jam в формирование жанра куда масштабнее, чем кажется.
Pearl Jam образовалась благодаря первому барабанщику и сооснователю Red Hot Chili Peppers Джеку Айронсу.
Аммент и Госсард едва выкарабкались из депрессии. Госсард в 1990 году начал джемовать с гитаристом Майком Маккриди и именно Майк предложил ему воссоединиться с Амментом. Вместе трио принялось искать музыкантов для новой группы. Они передали несколько демок Айронсу, чтобы тот показал их знакомым музыкантам. Так оно и попали к Эдди Веддеру. Сам Веддер тогда работал на бензоколонке в Сан-Диего и пел в местной группе в качестве хобби. Для демок Аммента и Госсарда он не только записал вокал, но и сочинил лирику. Веддер так впечатлил музыкантов, что его моментально взяли в оборот. С тех пор состав оставался почти неизменным — приходили и уходили только барабанщики. В какой-то момент в Pearl Jam и сам Айронс побарабанить успел. Однако с 1998 года там стабильно играет Мэтт Кэмерон, бывший ударник Soundgarden. Так что Pearl Jam — сплав сразу четырех культовых гранж-групп.
Но сами музыканты к вопросу своего вклада в музыку относятся довольно скромно. Веддер чаще говорит об ответственности музыкантов перед слушателями, нежели о собственных достижениях. По его мнению, в том, что Pearl Jam стали путеводной звездой для многих молодых людей 90-х — большая доля случайности. И группа, осознавая ответственность, просто старалась не упасть в грязь перед фанатами, хотя самих музыкантов это неизменно тяготит:
Я мечтаю, чтобы музыка была просто музыкой. Ни один музыкант не должен чувствовать себя мессией — никто не должен к нему так относиться. Письма от фанатов в свое время приходили мешками. Почти в каждом: «Ты просто думаешь моими мыслями». Я пытался отвечать, и в письмах, и лично: «Нет, я не внутри твоей головы, я не знаю твоих самых сокровенных мыслей. Я всегда хотел быть вместе с моими фанами, но никакого культа быть не должно.
Ну а Джефф Амент не раз отмечал, что просто всегда плыл по течению. У него и окружающих его музыкантов никогда не было мыслей о том, чтобы «перевернуть игру», придумать что-то радикально новое или стать голосом поколения:
Я не ощущаю, что изобрел что-то. Мы всегда играли так, как чувствовали: и в Green River, и в Mother Love Bone, и в Pearl Jam. Это совсем не тот процесс, когда ты сидишь и что-то прицельно изобретаешь. По сути, в этом направлении уже двигалось к тому моменту много групп — много похожего сделал Игги со своими The Stooges, но, конечно, ярче всего был Курт со своей Nirvana. А мы просто играли, тусовались, я катался на скейте и учился…
В 1991 году группа выпустила Ten — один из самых популярных и значимых альбомов в истории рок-музыки.
Забавно, что в 1991 году диск продавался не слишком хорошо. А вот в следующем году он выстрелил — на сегодня альбом тринадцать раз сертифицирован как платиновый. И тут, конечно, частично ответственна Nirvana, протолкнувшая гранж в массы и вызвавшая интерес к жанру. При этом сам Ten вышел на месяц раньше культового диска Nevermind. Как утверждают сами музыканты, большая часть песен на Ten придумана во время джем-сессий группы. Ну а Веддер обогатил музыку мощным вокалом в стиле классик-рока 70-х и темными текстами. Он затронул темы депрессии, ментальных проблем, насилия, бездомности и прочую жизненную грязь, которая во многом и определяет гранж как жанр.
В целом саунд группы был куда мягче, профессиональнее и дружелюбнее для радио, нежели у других гранж-банд того времени. Музыканты не пытались намеренно сделать его сырым и «хрустящим», каким обычно представляется гранж сегодня. Наоборот, при записи музыки они больше ориентировались на группы вроде Led Zeppelin. Так что с одной стороны банда стояла в самом центре движения. А с другой — сильно от него отличалась с самого начала. Описание дебютника Pearl Jam в Apple Music говорит, что к альбому все еще обращаются инди, эмо и стоунер-группы. И это чистая правда.
Огромное влияние на Ten оказал ныне покойный продюсер Рик Парашар.
Аммент и Госсард уже работали с ним годом ранее над единственным альбомом Temple of the Dog. Это еще одна культовая гранж-супергруппа, в которой пел сам Крис Корнелл и состояли все тогдашние музыканты Pearl Jam. Банду собирал Корнелл в качестве дани уважения умершему другу Эндрю Вуду из Mother Love Bone. Вот так плотно переплетены истории гранж-групп.
Следующие два альбома Pearl Jam стилистически были близки к Ten. Но уже к концу девяностых их понесло в эксперименты. Звук становился то тяжелее, уходя практически к панку и гаражному року, то легче, приближаясь к классическому рок-н-роллу и стадионному-року. Банда даже экспериментировала с бинауральным звучанием и фолком. Темы плавали от все тех же личных переживаний и бытовухи до политики и глобальных вопросов вроде изменения климата. Но главное, что на протяжении всех лет своего существования группа остается актуальной и востребованной. Многие ли классические исполнители гранжа таким могут похвастаться? Большая их часть до наших дней даже не дожила.
Курт Кобейн нелестно отзывался о Pearl Jam, а его смерть чуть не уничтожила группу.
Курт считал музыкантов Pearl Jam «продажными». Дескать, они пишут музыку только чтобы денег заработать и подмаслить радиостанции. А под гранж только мимикрируют, чтобы прибиться к модному движению. Правда, сами Pearl Jam многими своими поступками доказывали, что о коммерческом успехе они думают в последнюю очередь. Так, они отказались снимать клип на хит Black, так как посчитали, что из-за видео фанаты могут неправильно интерпретировать посыл песни. Банда вообще принципиально не снимала клипы шесть лет, сломавшись только в 1998 году. А еще в тех же девяностых группа бойкотировала крупнейшего продавца билетов в США — Ticketmaster, так как считала, что компания завышает цены. В 1994-м в качестве протеста Pearl Jam даже отменяла летний тур по Штатам.
Cо временем Кобейн все же изменил свое мнение и даже подружился с Эдди Веддером. В некотором роде. На церемонии награждения MTV Awards в 1992 он сказал Веддеру: «Ты нормальный чувак, хотя твоя группа и полный отстой». Когда в 1994 году Курт умер, Pearl Jam отменяли собственные концерты — так они были потрясены трагедией. Особенно переживал Эдди, в 1994-м он даже давал эмоциональное интервью на эту тему:
Я всегда думал, что уйду первым. Не знаю почему я так думал. Просто казалось, что так случится. Мы не общались близко, я не могу сказать, что я знал его лично. Но почему-то я чувствую абсолютную неправильность моего пребывания здесь, без него. Так трудно поверить, что его больше нет. Я говорю так, как будто он вроде до сих пор здесь, понимаете? Я не могу с этим никак разобраться. В этом нет смысла. Поэтому наш недавний концерт может стать, последним, я так себя ощущаю. Смерть Курта все поменяла. Не знаю, смогу ли я продолжать заниматься всем этим.
Корень зла лежит в том, что люди начинают думать, что ты сможешь изменить их жизнь или спасти их… И они все придумывают эти чертовы ожидания, которые в конце концов начинают раздирать тебя по кусочкам.
После этого группа была на волоске еще дважды.
В 2000 году во время выступления Pearl Jam на фестивале Roskilde в Дании произошла давка. Погибло девять человек. Музыканты были шокированы и самой трагедией, и контрастом: счастливые фанаты чантят песню Alive, в то время как охрана вытаскивает из толпы мертвые тела. Pearl Jam, само собой, остановили выступление и призывали толпу разойтись. После этого музыканты были в глубокой депрессии и не знали, смогут ли продолжать заниматься музыкой. В итоге все-таки смогли и это сильное решение, которое делает честь группе.
А в 2017 году ушел из жизни Крис Корнелл, что снова чуть не развалило Pearl Jam, которым Крис приходился хорошим другом. Дело тут не только в личных отношениях: погибла важная часть музыкального ландшафта, в котором родились Pearl Jam.
Новый альбом Pearl Jam — отличный.
Но не стоит ждать от альбома Gigaton возвращения группы к гранжевым корням. От своего раннего звука банда давно устала. Новый альбом — это, скорее, арт-инди-рок, иногда уходящий в мягкий панк и стадионность. На нем хватает по-настоящему бодрых гитарных треков (например Quick Escape или диско-роковая Superblood Wolfmoon), но центр в этот раз смещен к блюзовым балладам. А еще на диске замечена электроника, но это для группы не впервой.
В целом же альбом получился меланхоличным, но не занудным. Веддер в этот раз высказывается о климатических изменениях и в целом делится своим несколько апокалиптичным настроем касательно будущего. Но светлая надежда в этом все же сквозит. Учитывая, в какое время мы живем — резонировать с этим альбомом очень легко.