Группа из китайских, канадских и британских ученых опубликовала исследование необычного яйца динозавра-теропода, найденного при раскопках на юге Китая. Внутри окаменелости, возраст которой оценивается в 66-72 миллиона лет, был обнаружен зародыш, позой и отдельными частями напоминающий эмбрион из птичьего яйца.

Ученые видят в этом одно из ярчайших свидетельств того, что многие черты современных птиц сформировались еще у их предков-динозавров.

Эксперты определили находку как яйцо пернатого теропода овирапторозавра. Зародыша назвали в честь Музея истории природы камня Инлян в районе Ганьчжоу — «малыш Инлян». Как говорится в исследовании, опубликованном в журнале iScience, в длину эмбрион 27 см от хвоста до клюва. Долгое время он лежал в запасниках музея, пристально изучать его стали лишь в конце нулевых.

Один из авторов статьи Вайсум Ма из Бирмингемского университета отчетливо видит в эмбрионе особенности, наблюдаемые и у птиц:

«Интересно, насколько похожи позы внутри яйца «малыша Инляна» и куриного эмбриона, что, возможно, указывает на сходное поведение эмбрионов динозавров и птиц перед появлением на свет».

Его коллега профессор Стив Брусатте из Эдинбургского университета разделяет точку зрения Ма:

«Этот эмбрион динозавра внутри яйца — одна из самых красивых окаменелостей, которую я когда-либо видел. Этот маленький пренатальный динозавр похож на свернувшегося в яйце птенца, что является еще одним свидетельством того, что многие черты, характерные для современных птиц, впервые появились у их предков-динозавров».

Авторы исследования надеются, что оно поможет подтвердить гипотезу о том, что многие моменты эмбрионального развития птиц и динозавров являются сходными.