Красивый ученый средних лет Уилл Кастер (Джонни Депп) вместе с красивой женой и по совместительству тоже ученой Эвелин (Ребекка Холл) создают искусственный разум PIMM, который разговаривает милым женским голосом и даже умеет вести беседы. По задумке героев этот виртуальный мозг должен вскоре помочь человечеству обрести бессмертие, исцеляя людей от всех болезней.
Оптимистичные планы ученых оказываются на грани провала, когда после одной из презентаций в главного героя стреляет террорист. Пуля с полонием заражает организм Уилла, и за тот месяц, что доктора отводят Кастеру, он решает загрузить свое сознание в PIMM и тем самым попытаться продлить собственную жизнь.
«Превосходство» с грохотом провалилось в американском прокате и, как казалось сперва, вполне заслуженно. Критики размазали картину, как говно по тарелке, назвали дебютанта-режиссера Пфистера задавакой и окончательно расстроились в актере Деппе, когда-то способном в одиночку собрать кассу фильму. Теперь Депп все чаще ассоциируется с коммерческими провалами (вспомним хотя бы прошлогоднего «Одинокого рейнджера»), а его карьера актера стала все больше напоминать аналогичную голливудскую поступь другого знаменитого артиста — Николаса Кейджа.
К тому же «Превосходство» в его нынешнем состоянии — идеальная мишень для насмешек. 100-миллионный блокбастер, который одновременно хочет быть и глубоким сай-фаем и коммерческим летним аттракционом. Фильм снят оператором Кристофера Нолана; в ролях — россыпь великих актеров. Слишком огромная махина, с которой справится не каждый режиссер. Протеже Нолана Пфистер старается, как может — по трафарету перерисовывает местами фильмы своего учителя, напуская туман и расставляя смысловые многоточия везде, где только можно. Как и в фильмах британца, в «Превосходстве» нет ни единой шутки — это предельно строгое и серьезное кино. Проблема в том, что тема технологических катастроф и борьбы человека с виртуальным разумом в кинематографе была обсосана сто миллионов раз, а что-то свое Пфистер, увы, выдумать не может.
Но при всем несовершенстве, дурацком сюжете и алогичных персонажах, «Превосходство» остается увлекательной, хоть и несколько старомодной научной фантастикой. Пфистеру каким-то удивительным образом удается не скатиться в нолановскую патетику даже в самых опасных моментах, и именно эта ограниченность идет фильму на пользу. Там, где Нолан сворачивал в трубочку города, мучал пустыми моральными дилеммами себя, героев и зрителя и душил сложными смысловыеми конструкциями, превращая кино в многофигурные теоремы без решения, Пфистер просто включает монитор с голограмой Деппа (невероятно тонкий образ, учитывая последние провалы актера), делает музыку погромче и любуется происходящим на экране. В руках Пфистера «Превосходство» из научно-популярного трактата (которым он очевидно задумывался) превращается в несовершенную, но невероятно медитативную фантастику.
«Превосходство» — это как раз тот случай, когда кино может не понравиться, но пропускать его ни коем случае не следует. Когда летний календарь кинопремьер забит однотипными грохочущими киночудовищами, отыскать вот такое, в какой-то мере абсолютно дурацкое, но увлекательное кино — большая редкость. На финальных титрах «Превосходства» понимаешь, что у такого фильма в прокате действительно не было ни единого шанса. [7]