Я считаю, что люди мало читают классику. Для современного человека это сложные и скучные книги — хороший ученый Ролан Барт признавал, что если романы Золя пытаться читать не отрываясь, очень быстро засыпаешь. Но надо понимать, что в школе их дают не зря — просто классика явно требует обращения не только в школьном возрасте, когда в голове у человека синька и любовь. В отличие от тупорылых сюжетов большинства современных произведений массового искусства, в классической литературе всегда очевидна мораль, назидание и правильное руководство к действию. Все это проверено временем — понимаешь, что люди живут так веками и решают проблемы одинаково, и уже в XIX веке люди весьма подробно понимали, как жить хорошо и правильно, и что для этого нужно делать.
Прочтение классического романа занимает от 10 до 50 часов — примерно как пройти Mass Effect.
Чаще всего Гончарова знают как автора романа «Обломов» про невероятно ленивого человека, воспитанного в тепличных условиях, который любил, болел, страдал и в итоге умер. На самом деле, помимо этого Гончаров написал два еще более крутых романа, а сам по себе был тем еще персонажем.
В основе всех работ Гончарова лежит лучшая в мире мысль: нужно срочно перестать страдать херней и заняться делом, и тогда все будет нормально. Мысль эта красной нитью проходит через все три романа автора. Его герои типичны для литературы XIX века, где протагонист как правило далек от идеала, лоховат и постоянно попадает в неловкие ситуации, постепенно из них выбираясь — на самом деле, так читателю, особенно юному, проще ассоциировать себя с главным героем и в итоге не быть таким дебилом, как он.
В первом романе, «Обыкновенная история», герой приезжает в Москву из деревни в надежде получить творческую профессию и стать счастливым — что есть ключевая ошибка всех канонических литературных героев XIX века. Придумал этот сюжетный ход Бальзак, о котором как-нибудь в другой раз. Дядя главного героя, давно вставший на ноги в Москве и знающий цену своему времени, всячески намекает племяннику, что для достижения счастья нужно много и тяжело работать, причем не «творчески», а головой и может быть даже руками. После нескольких лопат говна в лицо, в том числе и на любовном фронте, юноша вроде как встает на путь истинный. В романе «Обломов» мы застаем героя в стадии разложения на диване, а краткий экскурс в его солнечное детство (он же — знаменитый сон Обломова) дает нам понять, что дальше будет только хуже — что и происходит. В обоих романах герой или еще слишком молод, или уже слишком туп, чтобы дать отпор своим умным родственникам или сомнительным приятелям; в «Обрыве» все складывается значительно круче.
В дебюте романа главный герой Борис Палыч Райский обнаруживает, что ему за 30, все его друзья при деле, а он лихо проебланил все возможные шансы стать человеком в Петербурге. Когда-то Райский приехал в Питер в надежде стать художником/писателем/музыкантом, то есть никогда не работать в офисе — вы же понимаете: в наших реалиях это оно и есть. Но конечно же не стал ни тем, ни другим, ни третьим — почему? См. роман «Обыкновенная история». Разочаровавшись во всем, он решает на лето уехать в деревню, где живут его почтенная и полностью здоровая головой бабушка и ее полная противоположность, кузина Райского по имени Вера.
Разумеется, пребывающий в творческом поиске Райский вместо того, чтобы сделать что-то полезное, попадает в ряд любовных переплетов, причем этот его путь начинается со служанки. Центральным становится роман с кузиной, которая по молодости угорает между тремя взрослыми мужиками, ни в чем себе не отказывает и в целом ведет себя отвратитиельно. Драматизм зашкаливает всю дорогу: по степени упоротости собственным воображением герой не знает равных в европейской литературе того периода. Таксист Шлыков из фильма «Такси-блюз» при виде Райского стопроцентно порекомендовал бы ему гнать чернуху прочь из головы через отжимания с хлопком. Не менее искусно прописан образ Веры, которая во множестве моментов достойна хорошей порки. Иногда героя становится жалко, как Уиллема Дефо в фильме «Антихрист», что-то общее тут есть, да. Тема нормального в романе раскрыта, как обычно, нарочито из рук вон плохо — единственным персонажем в этой категории выступает один из поклонников Веры, лесничий по фамилии Тушин: он ведет себя наредкость адекватно, что слегка оттеняет клоунаду главного героя, хотя она в этом и не нуждается. Также уважение вызывает бабушка Райского, но и она в силу возраста дает прикурить здравому смыслу и вообще хранит страшную тайну.
Роман отвечает на многие вопросы в плане отношений юных и не очень людей разного пола. Многое рассказывается и о мразотной природе отдельных личностей. Но самое главное — упоротость главного героя позволяет на его опыте понять, как не стоит поступать по жизни. Гончаров с большим искусством выводит процессы выноса мозга героев друг другу, тем самым заставляя читателя задуматься и о собственном поведении. Вот так должна работать классика, пацаны.