За почти десять лет работы над подкастами в качестве ведущего и продюсера я кое-что понял о том, что в этом жанре хорошо, а что плохо.
Работа со сценарием и без, запись в поле, гости, окруженные батареями пивных бутылок, нерешаемые проблемы со звуком, которые вскрылись слишком поздно и другие ситуации — с первого выпуска «Адовой кухни» до самого актуального эпизода «Отвратительных мужиков» мы коллективно собираем шишки и учимся. Значительная часть уроков выпадает на долю человека, который сначала записывает все эти юные смешные голоса, а потом делает из них продукт.
Сейчас записать свой подкаст может каждый желающий, и этот материал пригодится тем, кто делает первые шаги в этом ремесле. Да и не первые тоже: о некоторых вещах мы сами постоянно напоминаем друг другу в процессе записи, хотя в сумме провели за микрофонами больше часов, чем иные русские реперы.
Говорите в микрофон
Ничего смешного: это лишь кажется очевидным, в то время как базар мимо микрофона — общая проблема даже тех, кто работает с ним долгие годы. Чтобы ее решить, можно раздать всем участникам процесса наушники для мониторинга записи. Так человек сам будет сразу понимать, когда его слышно хорошо, а когда — не очень. Но такая возможность есть не у всех, она требует покупки дополнительного оборудования, и далеко не всем комфортно слышать себя со стороны в реальном времени, отключив слух от всего остального мира.
У каждого микрофона есть рабочая область — пространство, в котором мембрана наилучшим образом снимает звук. У некоторых микрофонов есть разные режимы работы, которые применимы к разным задачам. Но даже если на вашем Blue Yeti установлен «кружок», и ведущие сидят в кольце, их ртам все равно следует быть обращенными к микрофону, а не куда-то в сторону. О динамических микрофонах речи вообще нет: они были созданы для того, чтобы человек говорил (или пел) прямо в них, чуть ли не облизывая. Не стесняйтесь, иначе слышно вас будет плохо. Из соображений гигиены заведите себе личный поп-фильтр.
Следите за гигиеной речи
Когда я говорю «гигиена речи», то имею в виду не только слова-паразиты. Конечно, к тому моменту, когда вы сядете записывать свой первый эпизод, было бы неплохо научиться говорить, но стоит помнить еще и о том, как именно вы это делаете.
В процессе монтажа особое внимание всегда приходится уделять посторонним звукам, которые человек издает во время диалога. Кто-то очень громко и сочно открывает рот, кто-то причмокивает перед каждым следующим тезисом, но чаще всего люди делают и то, и другое сразу, а заодно пришмыгивают носом, чешут бороду и злодейски хихикают. Большую часть этих артефактов приходится вырезать. Это особенно трудоемкий брак, который требует прицельной работы. Останавливать, масштабировать и всячески вертеть фонограмму иногда приходится ежеминутно.
Очистить эпизод от шумных слюней на 100% — нереально. В ходе жаркой беседы, когда ведущие спорят, ругаются и естественным образом друг друга перебивают, все эти спецэффекты нагромождаются, и потом с этим уже ничего не сделаешь, потому что нельзя вытащить сметану из борща. И здесь два варианта: или материал стоил того, чтобы отдавать его слушателю в таком виде, или прости, брат, твой тезис целиком сгорел. Поэтому следить за своими речевыми привычками нужно именно в тот момент, когда вы что-то произносите.
Не дергайте провода, пока кто-то говорит
Когда псу нечего делать, он лижет себе яйца. Когда делать нечего ведущему подкаста, он теребит провода, стучит ногой по стойке, крутит пальцами микрофон, а лучше бы, конечно, лизал себе яйца. Все это должен пресекать на корню звукорежиссер, который контролирует процесс записи через наушники, но он не робот и может заметить рукотворный брак не сразу. Поэтому следить за ручками-шевелючками каждый должен самостоятельно.
Стойка, случайно задетая пальцем во время записи, отдает в микрофон гулом, который невозможно убрать или приглушить. Заигрывания с проводами шуршат, как крысы на максималках. Не делайте этого, чтобы потом не удивляться, почему на монтаже пришлось отрезать целый кусок пламенной дискуссии.
Насморк? Будьте начеку
Люди неосознанно издают массу посторонних звуков, не отдавая себе в этом отчет. Персонажи с насморком или кашлем, только что поевшие, а также просто плотные бонвиваны и Дарт Вейдер издают эти звуки на инстинктивном уровне, они просто сопровождают их, и все.
Если во время записи вы пьете газировку, извольте выпускать воздух в сторону от микрофона, даже если рот прикрыт, и соблюдены все остальные правила приличия. Нет ничего прекраснее сдавленной джентльменской отрыжки в середине чьего-нибудь монолога. Или эффекта втягивания соплей.
Если ситуация критическая, молча поднимите руку, чтобы собеседники договорили до точки, и попросите дать вам минутку на то, чтобы высморкаться, откашляться, как следует пропердеться. Если проблема атаковала внезапно, дайте себе труд хотя бы отвернуться от микрофона, чтобы ваш клекот не лез на первый план фонограммы.
Исправься, старый
Правило, которому нужно следовать, будучи базово внимательным к тому, кто и что говорит во время записи подкаста — именно поэтому мы даем его в конце списка. Если за разговором вы вдруг поняли, что концентрация пенисов у вас во рту превысила допустимые показатели, то попросите паузу и повторите сказанное еще раз
Делать это нужно не с середины фразы, а с начала предложения — а порой и всей мысли. Всем участникам процесса, разумеется, следует отнестись к этому порыву уважительно. Конечно, иногда бывает так, что оговорка лучше сути, и из нее появляется новая фигура, над которой ведущие начинают шутить пуще прежнего. Но перебарщивать с этими фигурами не стоит.
Ко всему написанному стоит относиться как к памятке и ни в коем случае не делать из нее повод для стресса. Запись подкаста — творческий процесс, в котором правит человеческий фактор, и не стоит требовать железной дисциплины от людей, которые собрались в первую очередь поговорить. Подкасты популярны во многом благодаря раскрепощенной подаче и живости беседы, помните об этом. Баланс между выразительностью и четырьмя чавкающими мужиками — и есть наша миссия.