В прокат вышел новый фильм Кристофера Нолана, автора «Помни», «Начала» и трилогии про Темного рыцаря. Андрей Загудаев уверен, что британский режиссер снял лучшую картину в карьере.
Внимание, небольшие спойлеры.
Ближайшее будущее. Человечество настолько доконало планету своим существованием, что Земля перестала плодоносить. По подсчетам ученых, урожая должно хватить еще на одно поколение; что делать дальше — непонятно. В центре этого сельскохозяйственного бедствия — семья фермера Купера (МакКонахи). Мужчина вместе с двумя детьми и тестем живет посредине огромного поля кукурузы, примерно раз в день заметаемого песчаными бурями. Когда кажется, что надежды на спасение уже нет, Купер в детской спальне замечает какой-то инопланетный код, который приводит его на сверхсекретную базу «НАСА». В ее недрах опрятный пожилой ученый (Кейн) вместе со своей дочкой (Хэтэуэй) строят космический корабль, на котором группа ученых должна отправиться на поиски новой планеты, пригодной для дальнейшего обитания человечества.
Кажется, что к «Интерстеллару» великий и ужасный Кристофер Нолан шел всю свою жизнь. Начиная, как режиссер камерного жанрового кино («Помни», «Бессонница»), он на протяжении всей карьеры словно набирал творческую скорость. Вслед за дебютными картинами последовала трилогия про Бэтмена, и запрятанные в ее складках «Престиж» и «Начало». Каждый новый фильм становился все больше и больше, но только в «Интерстелларе» чувствуется, что британец, наконец, обрел нужную творческую свободу и размах, к которым всегда стремился.
Нолан — режиссер больших форм, которому всегда было чуточку тесно в своих фильмах. По Голливуду одно время ходила шутка, что сцену, на которую Вуди Аллен потратит несколько секунд, Нолану нужно не меньше получаса. Примеры нолановского гигантизма всем хорошо известны: он сворачивал в трубочку мегаполисы в «Начале», а, например, для камерной схватки Бэтмена и Джокера выдумывал хитроумные ребусы и ставил на уши весь город. Немногочисленные противники Нолана в профильных СМИ мастерски подмечали и главные недостатки такого подхода — отсутствие полутонов в картинах режиссера и не слишком выдающаюся актерскую игру (роль Джокера в «Темном рыцаре» — это исключение, подтверждающее правило). Но с выходом «Интерстеллара» обо всем этом можно забыть. Новая картина — это первый настоящий фильм Нолана, который является стопроцентным продолжением его создателя.
«Интерстеллар» начинается неторопливо, постепенно набирая ритм. В первые полчаса мы только и делаем, что любуемся бескрайними кукурузными полями и профилем красивого артиста МакКонахи сквозь камеру выдающегося оператора Хойте ван Хойтемы («Шпион, выйди вон!», «Она», «Боец», шведский «Впусти меня»). Мы словно прощаемся вместе с Купером со всем земным — природой, семьей и простыми человеческими чувствами. Нужно это только для того, чтобы примерно в середине совершить с главными героями сверхзвуковой прыжок в космос, в котором время тянется, как жвачка, а самые серьезные людские проблемы ужимаются до размера небольшого видеообращения на выпуклом экранчике монитора.
Уже в межзвездном пространстве, Нолан чувствуют себя, как рыба в воде. Как только герои улетают в космос, британец включает сверхзвуковую скорость. Его многоэтажные метафоры и приемы, которые смотрелись подчас неуклюже в его «земных» картинах, его апатия к деталям и нюансам, так раздражавшая раньше, в «Интерстелларе» обретают нужну мощь. Эпос — лучшее, но все равно недостаточное определение для «Интерстеллара», который своими размерами может сравниться разве что с «Космической одиссеей 2001 года» Кубрика или «Древом жизни» Малика. Это невероятная, всеобъемлющая картина, которой противопоказан просмотр на торрентах или даже в обычном кинотеатральном формате. Нолан рисует бескрайние космические дали настолько виртуозно, что единственное средством оценить всю красоту «Интерстеллара», станут большие IMAX-экраны.
Удивительно другое: как в какой-то момент из складок этого научно-фантастического эпоса, в котором то и делают, что бубнят про сингулярность и черные дыры, начинают про простые человеческие чувства. Предыдущие фильмы Нолана были всегда чуточку механическими, слишком вылизанными и мастерски поставленными, чтобы вызывать какие-то неподдельные переживания. В «Интерстелларе» одна сцена с плачущим МакКонахи перед экраном монитора, перекрывает, простите, по эмоциям все предыдущее творчество режиссера.
И тут оказывается, что «Интерстеллар» — это чуть ли не единственный фильм Нолана, в котором британец сумел не только точно обозначить тему, но и полностью раскрыть ее. «Интерстеллар» — это кино не только про конфликт людей и природы, но и про семью. Точнее про то, что нет ничего невыносимее для родителей, чем пропускать взросление своих детей. Про то, что на расстояние время летит намного быстрее, намекая людям, что одиночество — это лучший способ пропустить самое важное в жизни. Все эти, как бы второстепенные (но на самом деле, главные), темы придают «Интерстеллару» более человеческий, личный окрас, который, несомненно, идет фильму только на пользу.
Первые две трети «Интерстеллара» — идеальная научная фантастика. Ближе к финалу Нолан начинает немного занудствовать — количество цитат про многогранность пространства и прочие научные термины достигает критической отметки. Но даже несмотря на это, «Интерстеллар» — выдающийся, невероятный фильм, который невозможно пересказать или объяснить в двух словах. Признаюсь, до релиза новой картины, я скорее был противником Нолана, но «Интерстеллар» меня сломал и заставил изменить в корне отношение к британцу. Возможно, Нолану не удастся снять еще одну такую ленту (как и Кубрик не снял вторую «Одиссею»), но за один «Интерстеллар» ему можно простить абсолютно все. [9]