Представьте, «Прометей» Ридли Скотта встречает «Чужих» Джеймса Кэмерона и, взявшись за руки, они идут навстречу «Хищнику». Все это помещается под одну обложку комиксов с названием «Огонь и камень». В начале 2015 года на русском языке вышла первая часть амбициозного кроссовера «Огонь и камень: Прометей», а в начале июля она получила продолжение «Огонь и камень: Чужие». Всего до конца года планируется выпустить четыре книги, объединив четыре соответствующие франшизы: «Прометей», «Чужие», «Хищник» и «Чужой против Хищника».
Серии комиксов по мотивам Alien и Predator довольно давно выходят под лейблом Dark Horse издательского дома второго эшелона, и в основном это непритязательные боевики. Встречаются и любопытные экземпляры, где против чужих выступает, например, Бэтмен, но опять же, это скорее исключение. Надо отдать должное издательству: чтобы запустить на таком легкомысленном фоне «Огонь и камень» — довольно серьезное переосмысление вселенной — надо иметь яйца размером с коконы чужих.
Первая же книга сходу повергает читателя в небольшой транс: на планету LV-223, показанную в фильме «Прометей», высаживается крупная экспедиция компании «Вейланд Ютани». Прямое продолжение фильма? И да, и нет. Комикс «Огонь и камень: Прометей» рассказывает о жизни планеты LV-223 после отлета Элизабет Шоу, главной героини фильма Ридли Скотта, чьи приключения мы увидим в сиквеле. Пролившаяся из сбитого инопланетного корабля темная жидкость ускоряет биологические процессы LV-223 и через каких-то сто лет на безжизненном куске камня вырастают джунгли, появляется кислород, а на поверхности бурно развивается агрессивная фауна. При всей свободе творчества, создатели комикса придерживается именно скоттовского тона повествования. Так, в группе, высадившейся на поверхность планеты, оказывается точно такой же тупой астробиолог, как и его коллега в киноленте. Видимо общая беда всех астробиологов. В конечном счете, любитель инопланетной живности превосходит все ожидания и творит предсказуемую несусветную глупость.
[Читайте также: Alien: Isolation — лучшая игра про Чужого, которой нужно дать второй шанс]
Планета, вобравшая в себя изрядную долю черной жидкости, превратилась в постоянную угрозу для людей — растения и животные похожи на героев «Неукротимой планеты» Гарри Гаррисона. Но перед нами масштабный кроссовер, и взбесившейся фауны сценаристам явно недостаточно.
Исследователи набредают на челнок «Онагр», улизнувший с соседней планеты LV-426, где находилась печально известная колония «Надежда Хедли» из фильма «Чужие». Естественно, челнок заражен чужими, как уличный пес вшами, и перед горсткой людей встает новая угроза. В этот кипящий котел чьего-то буйного воображения добавим проснувшегося Инженера (синие великаны-предтечи из «Прометея») и спятившего андроида.
Первая книга оставляет смазанное впечатление, но именно поэтому хочется еще. Во-первых, меня несколько расстроила рисовка, сильно смахивающая на сырую и небрежную работу художника. Да, понимаю, такой стиль, но мой школьный приятель рисовал в тетрадке примерно на таком же уровне. Во-вторых, сама история вызывала то возмущение, то удивление, то откровенный смех. Последнее я бы отнес к достоинствам, к тому же, после сюжетных перипетий оригинального фильма уже не так сильно реагируешь на топтание канона, согласитесь.
Недавно вышедшая в России вторая книга «Огонь и камень: Чужие» отсылает нас к одноименному фильму. В данном издании даже опубликован отдельный мини-комикс про высадку десанта на «Надежду Хедли». Но главная история разворачивается вокруг группы местных колонистов, а точнее их попытках выжить в аду среди расплодившихся чужих.
Поначалу все складывается удачно и небольшому отряду людей удается бежать с LV-426 на соседнюю планету LV-223 (тот самый челнок «Онагр», который нашли в первой книге), но от коварных сценаристов не уйдешь, вместе с колонистами на борту оказался выводок чужих — и все начинается сначала. На мой взгляд, комикс «Чужие» нарисован и скомпонован лучше, чем история «Прометея» (неудивительно, у каждой книги — отдельный коллектив авторов и художников). Сама рисовка выполнена в классическом и привычном стиле, а история напоминает скорее The Walking Dead, чем типичный боевичок с участием инопланетных тварей. Небольшой лагерь выживших, ночные рейды чужих, постоянные споры из-за лидерства внутри коллектива, использование подручных средств для борьбы с окружающим миром и так далее.
Если комикс «Прометей», как и положено первопроходцу, создает экспозицию и задает сразу множество сюжетных линий, тайн и загадок, то «Чужие», как продолжение (хотя хронологически это приквел) — больше человеческая и личностная история. Да, в этом комиксе меньше отсылок к фильму и его эстетике, чем в предыдущей работе, но их достаточно, они не так бросаются в глаза. История получилась гораздо мрачнее, чем «Прометей» и, не смотря на то, что события в ней происходят задолго до приземления героев из первой книги, вопросов и загадок меньше не стало.
Вообще, кроссовер «Огонь и камень» привносит довольно много откровенно нового и необычного в привычные и устоявшиеся рамки вселенной «Чужих». Такое ощущение, что проект родился за стойкой в баре, где создатели комикса обсуждали последний фильм Ридли Скотта, задавая друг другу самые нелепые вопросы. Что будет с человеком, упавшим в черную жидкость, если его потом утащат чужие? А если в жидкость попадет сам чужой? А если андроид? Каким оружием пользуются Инженеры, и могут ли им пользоваться люди? Кто победит в схватке Инженера и Хищника? Что ж, я готов присесть за столик к создателям «Огня и камня», ответы на эти дурацкие вопросы меня тоже волнуют.