«Группа молодых самцов-хабилисов, осторожно озираясь, пробиралась по сухим зарослям на границе своей территории. Шли крадучись, молча, лишь изредка трещали ветки. Вот и владения соседей. На поляне сидела пожилая самка – чужая. Она не заметила подкрадывающихся бойцов, чьи глаза загорелись нехорошим блеском. Бросок, крик, удар тяжёлым камнем… Час спустя самцы, вытирая окровавленные рты, вернулись в свой лагерь…» — Станислав Дробышевский, «Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей».
Если вы хотя бы немного интересуетесь антропологией, происхождением человека и историей своего вида и говорите на русском языке — вам наверняка знаком этот бородатый мужчина с взъерошенными волосами, постоянно поправляющий большие очки на носу. Он буквально везде – в Youtube, на ТВ, в радиоприёмнике и популярных научных пабликах «Вконтакте». Это Станислав Дробышевский — кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ, один из крупнейших отечественных учёных-антропологов и, пожалуй, крупнейший популяризатор антропологии в нашей стране.
Помимо своих многочисленных лекций Дробышевский пишет научно-популярный нон-фикшн. И если предыдущий двухтомник автора «Достающее звено» был ориентирован преимущественно на очень вдумчивое и терпеливое чтение, то новая книга — «Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей» — настоящий блокбастер, с разбега врывающийся на растущую полку хорошего русского нон-фикшна и доступный даже подростку.
Книга действительно проглатывается буквально на одном дыхании и переворачивает общепринятые представления о быте наших предков чуть более, чем полностью. Суровые волосатые неандертальцы и чумазые троглодиты с покатыми лбами предстают на страницах «Баек» более человечными, чем некоторые наши современники. Они точно так же страдали, боролись за жизнь, попадали в рискованные передряги и совершали удивительные подвиги. Точно так же, как и мы, они умели отдыхать, смеяться и танцевать, любили своих детей и ели своих врагов.
Все эти подробности жизни наших далёких предков выясняют археологи и антропологи, вытаскивающие из тёмных пучин времени на свет повседневности строгие научные свидетельства бытия наших пращуров.
Дедуктивный метод
«Байки» состоят из 50 отдельных историй, которые строятся по одинаковой схеме: всё начинается с интригующей художественной зарисовки какого-то случая из повседневной жизни древних людей, вроде того, что приведен в прологе к статье, затем идёт раздел «Улики», в котором описываются реальные археологические находки, раскрывающие зарисовку, и описывается методология их исследования, позволяющая дотошно реконструировать события с научной точки зрения.
Исследования древних костей, орудий труда и стоянок человека проводятся самыми разными способами, смешанными в одном научном коктейле: учёные применяют не только археологические и антропологические методы, но также геологию, физику и химию, а ещё целую массу технических средств анализа находок.
Изложение «Баек» похоже по духу на рассказы Конан Дойла о Шерлоке Холмсе с его знаменитым дедуктивным методом. Каждая новая находка археологов превращается в очередное «доказательство» той или иной версии событий, распутывающее клубок таинственного прошлого.
Истории выстроены в хронологическом и географическом порядке и позволяют проследить за развитием физиологии человека, его быта, религиозных воззрений и общественного устройства. Вы узнаете, как и где жили первые семьи древних людей, какой обряд инициации приходилось проходить детям, чтобы превратиться во взрослых, как наши предки приручали диких животных, как и на кого они охотились, зачем открывали новые земли и почему заботились о стариках и дрались с соседними «племенами».
Каждая байка снабжена красочными художественными зарисовками, сделанными на строгой научной основе и написана очень доступным языком, что позволяет превратить её в отличное чтиво на ночь для детей. Правда вам предстоит самим решить, стоит ли посвящать своих чад в подробности доисторического каннибализма и сексуальных отношений неандертальцев.
«Байки» показывают многогранность истории древнего человека и провозглашают торжество логического научного подхода к любой проблеме. Их действительно интересно читать – это настоящий детектив из прошлого с неожиданными поворотами сюжета, шокирующими открытиями и зубодробительными развязками – да, на этот раз, убийца вовсе не садовник.
Вот вам пара историй, чтобы понять, что «Байки» стоят того, чтобы их прочитать.
Когда приходят «неродные»
«Под надёжным скальным навесом, у чёрного провала пещеры мирно спали неандертальцы. Трое мужчин, четыре женщины, одна из которых прижимала к себе трёхлетнего ребёнка, три мальчика-подростка, девятилетняя девочка и шестилетний мальчик. Ничто не нарушало их сон. До ближайших соседей было больше дня пути, и почти все они приходились местным ближайшей роднёй – бояться было некого…
Тёмные коренастые тени бесшумно появились среди деревьев. Крадучись, они окружили вход в пещеру. Лунный свет, пробиваясь сквозь листву, падал на тяжёлые копья, зажатые в мускулистых руках. Охотники пришли издалека. Они не были родственниками спящих, а потому видели в них только мясо…»
Эта зловещая сцена реконструирует события, произошедшие в Испании около 49 тысяч лет назад. Но прийти к такому выводу удалось далеко не сразу. В 1994 году туристы-спелеологи спустились в одну из запутанных пещер Сидрона и обнаружили разбросанные повсюду человеческие кости. Останки выглядели очень старыми и туристы вместе с прибывшей полицией решили, что это какие-то безымянные жертвы Гражданской войны, бушевавшей здесь в конце 1930-х годов — несчастных просто расстреляли и сбросили в провал.
Но экспертиза установила, что обладатели этих костей погибли вовсе не 50, а 50 тысяч лет назад. И отсюда начинается та самая увлекательная детективная история – антропологи установили, что кости не были захоронены компактно в соответствии с обычаем, а напротив, были в беспорядке разбросаны по всему полу пещеры. Некоторые из крупных костей были расколоты каким-то орудием, очевидно, чтобы добыть деликатесный костный мозг, а на их концах сохранились надрезы, свидетельствующие о разделывании тела по суставам. Таким образом учёные пришли к выводу, что эта группа древних людей пала жертвой своих собратьев-каннибалов.
Каждая маленькая группа неандертальцев занимала весьма обширные территории, постоянно враждуя друг с другом из-за охотничьих угодий. И трагедия в пещере Сидрон, раскрывающаяся перед нами спустя 50 тысяч лет, стала очередным маленьким эпизодом этой бесконечной войны.
Удачей для современных исследователей стало то, что спустя очень короткое время после этой трагедии свод пещеры обвалился, запечатав вход, что создало в замкнутой камере атмосферу со стабильными температурой и влажностью и не позволило костям разрушиться.
Анализ ДНК показал, что как минимум у двоих мужчин из Сидрона были рыжие волосы, все они были родственниками и жили вместе с одной из своих сестер и своими детьми. Остальные женщины были «взяты» в семью из соседних групп – и были дальними родственниками друг другу. Такие родственные связи плохо отражались на здоровье неандертальцев – они страдали от врождённых мутаций, вросших зубов и прочих традиционных «аристократических» болезней голубой крови.
«Удачный» случай в Сидроне и наблюдения за жизнью современных приматов позволили антропологам сделать очень подробные заключения об устройстве семейных отношений наших далёких предков.
Смертельный удар
«Человек шёл вдоль склона, направляясь домой, на свою стоянку. Рослая плечистая фигура была облачена в коричневую глухую малицу и штаны, прочно сшитые с мокасинами. Широкое лицо смотрело из-под тёплой шапки. Удача улыбалась ему. Охота была успешна, дети не голодали. Жизнь удалась!
Краем глаза мужчина успел заметить какое-то движение слева, но было поздно. Мститель долго ждал своего часа в засаде. Убийство может быть отомщено только убийством. Дротик с кремневым наконечником вонзился мужчине в шею…»
Останки охотника, убитого метко брошенным дротиком, были обнаружены ещё в 1960-х годах во время раскопок верхнепалеолитической стоянки древнего человека «Сунгирь» на восточной окраине Владимира, датируемой 30 тыс. лет до н. э. Это был хорошо сохранившийся скелет весьма пожилого (по меркам каменного века) мужчины возрастом около 40 лет. Его похоронили с большими почестями: руки покойного были украшены множеством браслетов из бивня мамонта, рядом с телом положили ценный кремневый нож, скребло и обломок костяного черенка со спиральным орнаментом. В соответствии с тогдашним обычаем тело обильно посыпали красной охрой – символом жизни и смерти, зловещей «приправой» древнего погребального обряда.
Именно охра, запавшая во все мельчайшие складки одеяния покойника, подарила археологам уникальную возможность во всех подробностях восстановить костюм, сшитый по последней моде каменного века. Снимая постепенно слой за слоем тончайшие пласты грунта, учёные смогли воссоздать одеяние палеолитического охотника. Оно представляло собой глухую рубаху без разреза спереди, расшитую рядами бусин из мамонтового бивня, поверх которой был накинут длинный плащ. На ногах тот самый человек из Сунгиря носил длинные штаны, сшитые заодно с высокими мокасинами, а его голову украшала меховая шапка, украшенная тремя рядами костяных бус и клыками песца. Это единственный случай в мировой практике (наряду с детским погребением, найденным на этой же стоянке), который позволил достоверно восстановить костюм каменного века.
Но не меньший интерес представляло и другое открытие учёных. В первом позвонке грудного отдела обнаружилась широкая щель, на дне которой удалось обнаружить крупицы кремня, которые могли попасть внутрь только вместе с кремневым наконечником какого-то орудия, раздробившего кость мужчины. Этот человек был однозначно убит.
Достоверно восстановить всю цепочку событий, подозреваемых и свидетелей за давностью лет не представляется возможным, однако на основании некоторых этнографических параллелей из современности можно строить довольно убедительные гипотезы.
Почти все известные племена охотников и собирателей беспрестанно враждовали друг с другом, а убийство представителя враждебного племени считалось чуть ли не самой большой доблестью для молодого охотника. Такой уклад жизни с некоторыми гуманистическими изменениями дошёл практически до наших с вами дней. Австралийские аборигены, африканские бушмены, тихоокеанские папуасы и южноамериканские индейцы до сих пор убивают друг друга почём зря в стычках по самым разным поводам – из-за защиты территории, кражи женщин или ритуальной необходимости. Они нападают друг на друга из партизанских засад, вырезают целые деревни недругов тёмными безлунными ночами или даже заранее договариваются о сражениях равным числом и на нейтральной территории. Возможно, человек из Сунгиря пал жертвой охочего до славы воина из соседнего племени, или повздорил с кем-то из своих сородичей.
Но куда более романтичным кажется повод, до сих пор актуальный в некоторых племенах Новой Гвинеи. Папуасы считают, что количество имён в бесконечной вселенной строго ограничено, и если где-то родился мальчик, которому надо дать имя, то вначале это имя нужно у кого-то отнять. Как только роды счастливо разрешаются, новоиспечённый отец пробирается к соседней деревне и караулит там какого-нибудь случайного прохожего, чтобы повергнуть его на землю мощным ударом палицы. Самое главное – перед смертью не забыть спросить жертву, как её зовут.
Может быть дротик, который 30 тысяч лет назад воткнули в шею мужчины из Сунгиря, просто должен был выковырять из его головы имя, подходящее новорождённому мальчугану?
Такими увлекательными историями о жизни, смерти, увечьях, путешествиях и подвигах наших предков наполнены 450 страниц «Баек из грота». Но вам не хватило и этого, а душа жаждет продолжения, обратитесь к порталу Антропогенез.ру.
В 2010 году его запустили научный журналист Александр Соколов и автор «Баек» Станислав Дробышевский. Молодые коллеги пришли к выводу, что современные СМИ и интернет ретранслируют зашкаливающее количество псевдонаучных мифов и заблуждений в области эволюции и истории человеческого вида. И тогда настоящие учёные обнажили свой джедайский меч! Главной целью некоммерческого проекта стало противостояние лженауке и формирование команды единомышленников, которые бы способствовали популяризации науки и распространению качественной и интересной информации о прошлом человечества. И нужно сказать – им это удаётся – аудитория сообщества «Вконтакте» приближается к ста тысячам, Youtube-канал с серией роликов «Мифы об эволюции человека» набрал уже больше 160 тысяч подписчиков.
Антропологи запустили также несколько проектов по каталогизации и обработке научных данных: интерактивную «Карту предков человека» созданную при помощи Google Maps, «Каталог ископаемых», интерактивную диаграмму «Объём мозга гоминид», а также серию коротких видеороликов «Достающее звено».
Сегодня в коллектив «Антропогенеза» входят больше 30 авторов и экспертов, которые помимо публикаций в интернете регулярно выступают с научно-популярными лекциями и участвуют в дискуссиях с проводниками всяческой глупости. На портале существует раздел «Эксперты отвечают», где известные специалисты отвечают на самые разные вопросы читателей.
«Антропогенез» успел реализовать также несколько офлайн-проектов вроде выставки «10 черепов, которые потрясли мир» или ежегодного научно-просветительского форума «Учёные против мифов», который собирает крупнейших учёных из самых разных областей науки и тысячи зрителей со всей России. Кроме того, Соколов со своими единомышленниками провёл целую серию практических экспериментов по реконструкции древних технологий: сверление гранита медной трубой и абразивом, пиление гранита, создание рельефа на гранитной поверхности – они разоблачают различные байки об участии НЛО в постройке древнеегипетских пирамид и прочую мистическую чушь.
Ощутимым пинком под зад всем шарлатанам стала премия «Почётный Академик ВРАЛ», учреждённая совместно с фондом «Эволюция» – антипремия, вручаемая за вклад в российскую лженауку по аналогии «Серебряной калоши» в сфере шоу-бизнеса или «Шнобелевской премии», вручаемой за самые нелепые научные достижения.
«Антропогенез.ру» существует как некоммерческий проект без поддержки каких-либо фондов и организаций, так что, если вам по душе такая работа, смотрите сюда.