10 сентября выходит первая серия третьего, заключительного сезона сериала «Двойка» от HBO, рассказывающего о том, как в США зарождалась порноиндустрия.
Отвратительные мужики нашли 5 причин, по которым этот сериал нужно смотреть в обязательном порядке.
Атмосфера семидесятых и «золотая эпоха» порно
Как это часто говорят — атмосфера в сериале «Двойка» настолько густая, что ее можно черпать ложкой. Кучерявые бакенбарды, усы и лобки. Клеши, короткие шорты и разноцветные костюмы черных сутенеров. Мафия, полицейский произвол, дешевые наркотики и доступный секс — и все это под бодрый фанк.
Нью-Йорк в семидесятые годы захлестывала сексуальная революция. Молодые люди все больше отходили от пуританских взглядов, что неизбежно выливалось в перегибы с другой стороны. Излишняя порывистость в амурных делах плодила болезни, а движение масс в сторону Большого яблока рождало социальную напряженность — именно этот период и захватил сериал «Двойка», рассказывающий о становлении порноиндустрии в США и уличной культуре в целом.
Общая интонация сериала чем-то напоминает «Таксиста» Мартина Скорсезе. Но если там главный герой хотел спасти юную проститутку от грязных лап сутенеров, то в «Двойке» сюжет главным образом сосредоточен на самих жрицах любви, их быте, мечтах и том, как из чего-то гадкого рождается нечто нужное и всеми любимое — старое доброе порно.
Почитать про это поподробнее можно вот тут:
Сериал круто меняется от сезона к сезону
Казалось бы, это и так очевидно — любой сериал развивается от сезона к сезону, если он имеет сколь бы то ни было связную канву повествования и не состоит из отдельных скетчей. Однако «Двойка» в этом смысле стоит особняком.
Если сравнивать этот сериал с другими, то на ум сразу приходит «Во все тяжкие». В «Двойке» такой же неспешный ритм и ощущается некоторая камерность происходящего. При этом первый сезон «Двойки» вообще не про порнографию — он почти полностью посвящен жизни проституток и является по сути лишь подготовкой к дальнейшим событиям. Зритель узнает персонажей, видит их развитие, и тем интереснее ему наблюдать во втором сезоне, как вчерашние ушлые проститутки и не блещущие умом сутенеры потихоньку подминают под себя район и с нуля поднимают порнобизнес. Еще вчера они стояли на углах и торговали собой, а теперь раздают указания съемочным группам.
Таким образом, каждый из персонажей постепенно меняется, превращаясь из жертв в хищников и наоборот.
Особый взгляд на феминизм
Сегодня в кинематографе все чаще затрагивается тема феминизма — этим никого не удивишь. Однако нередко происходит так, что сюжеты в подобных сериалах и фильмах строятся на весьма странных проблемах представительниц прекрасного пола. Вернее, проблемы-то вовсе не странные, а вот их подача — более чем.
Например, в сериале «Большая маленькая ложь» довольно умно поднимаются темы домашнего насилия и липового равноправия полов. Риз Уизерспун, Николь Кидман и Лора Дерн настолько круто играют роли современных женщин, ищущих свое место в мире и сталкивающихся на этом пути с миллионом проблем, что не сопереживать им невозможно. Зритель всегда на стороне дам, и, учитывая качество проработки мужских персонажей в сериале, это попросту неизбежно.
Мужчины в «Большой маленькой лжи» — либо властные садисты, либо бесхребетные идиоты, либо в них есть по чуть-чуть от одного и другого. Разумеется, в реальной жизни встречаются мужики и похуже. Однако в сериале персонажи с тестикулами настолько упрощены, что превращаются в картонные болванки, вписанные в сценарий лишь затем, чтобы оттенять главных героинь. Это не всегда плохо, но в канве сериала выглядит натужно и манипулятивно, из-за чего воспринимать драму серьезно становится тяжеловато, поскольку на одной чаше весов у нас великолепно прописанные и умело сыгранные женщины, на другой — марионетки с пенисами, бесконечно третирующие бедных дам.
В «Двойке» отношения между героями выстроены иначе. Большое количество персонажей позволяет авторам сериала показывать взаимосвязи между ними под разными углами. Вот хитрый сутенер обхаживает молодую девушку, постепенно подтягивая ее к занятию проституцией. Сама она та еще авантюристка, поэтому их отношения не выглядят однобоко.
Да, сутенер — мерзкий эксплуататор и подонок, но он манипулирует чувствами далеко не ангела. Из-за этого взаимосвязь между персонажами выстраивается куда более сложной и интересной, нежели если бы сутенера просто показали дуболомным злодеем. Но и дуболомные злодеи, как и невинные жертвы обстоятельств, здесь тоже есть, что только добавляет палитре сериала красок.
Унижение женщин в «Двойке» — не банальная «слезовыжималка», но главный двигатель сюжета, создающий вязкую и замкнутую атмосферу сериала. В какой-то момент насилие в «Двойке» становится даже обыденным: сутенеры бьют проституток, копы сдирают с них кучу денег за «крышу», а сами женщины продолжают трудиться на панели и все это терпят. Для них всех такая жизнь стала рутиной, в которой они вынуждены по тем или иным причинам существовать — сложные обстоятельства делают из женщин крайне непростых персонажей, каждый из которых имеет на происходящее свою точку зрения.
Их можно попытаться понять, можно начать морализаторствовать, однако и в том, и в другом случае зритель столкнется с вопросом: что же на самом деле является более страшным и порочным — готовность одних продавать свое тело или желание других на этом заработать? И что вообще заставляет женщин идти на панель: лень, прогнивший социум или что-то другое?
Отличный подбор актеров. Особое внимание — к Мэгги Джилленхол и Джеймсу Франко
В сериале «Двойка» задействовано много хороших актеров, но особняком стоят двое: Мэгги Джилленхол и Джеймс Франко, вытягивающие харизмой добрую половину успеха проекта. Плюс, они еще и продюсеры сериала, так что ответственность за качество получается двойная.
Джилленхол играет девушку по имени Кэнди Меррел, бойкую проститутку-индивидуалку, ни в какую не желающую работать с сутенерами. Она частенько за это получает: то клиент попадется драчливый, то копы отберут заработанное за день. Однако на улице ее уважают за стойкий характер и умение добиваться своего, поэтому Кэнди на районе в авторитете — молодые девочки приходят к ней за советом и помощью, в чем героиня Джилленхол старается никогда не отказывать.
Но образ «проститутки с золотым сердцем» постепенно разрушается, когда Кэнди начинает понимать, что вечно на панели она стоять не сможет — потихоньку теряется товарный вид, да и негоже как-то в ее годы торговать телом по мутным отелям в нелепом парике на голове. Она одной из первых начинает смотреть в сторону фильмов для взрослых и постепенно превращается из уличной девки в акулу порно-бизнеса.
Джеймс Франко играет не одного, а сразу двух персонажей — братьев Винсента и Фрэнки Мартино. Один из них спокойный и уравновешенный бармен, не хватающий звезд с небес, а другой — лихой кутила, весельчак и любитель покера. На контрасте между братьями Франко удается развить их уникальный дуэт. Со временем они перенимают черты друг друга, превращаясь в собственные противоположности — смотреть за этими метаморфозами крайне интересно.
Отдельно хочется упомянуть роскошную Маргариту Левиеву, сыгравшую помощницу Винсента Эбби Паркер, и сутенера Родни, которого сыграл Method Man из Wu-Tang Clan.
Они пусть и не особенно блещут актерскими дарованиями, но персонажи у них получились что надо. Особенно у Левиевой.
В «Двойке» отменный саундтрек
Ну серьезно, сериал можно смело смотреть хотя бы из-за крутейшего саундтрека. Среди отличных исполнителей Элвис Костелло, Игги Поп, Орнет Колман, «Бони М», «Роллинг Стоунз» и прочие мастодонты рока, джаза и фанка: