«Кобра Кай» — это прямое продолжение фильма «Карате-пацан» 1984 года и двух его сиквелов. Только теперь в центре сюжета Джонни Лоуренс — хулиган, которого главный герой «Карате-пацана» Дэнни ЛаРуссо победил на турнире легендарным ударом ноги. Прошло 34 года, Джонни откровенно просрал взрослую жизнь и теперь вкалывает на грязной работе, по вечерам заливаясь пивом. В какой-то момент он решает возродить школу карате «Кобра Кай» и это приводит к новому витку его вражды с куда более успешным Дэнни. Но сериал на самом деле совсем не про карате. 

«Кобра Кай» — это сериал про взросление и кризис среднего возраста.

Джонни Лоуренс был школьной звездой, но вырос полным неудачником. Причина в том, что Джонни так и не смог повзрослеть. Но он не может этого понять, поэтому до сих пор винит во всех своих бедах Дэнни ЛаРуссо. Дескать, вот если бы не тот турнир… Тогда Джонни не отстал бы от жизни, не начал бы бухать, поумнел бы — даже научился бы быть отцом своему сыну. Его попытки разобраться в себе и найти выход в повторном открытии додзё «Кобра Кай» — увлекательное зрелище. 

К тому же, каким бы дурачком не был Джонни, в некоторых его поступках и ошибках легко узнать себя. Да и в прошлое ниточки все же тянутся. Сериал с особым упоением шевелит сюжеты оригинальных фильмов, меняя перспективу, показывая старые события с точки зрения Лоуренса. Без лишних ретконов сценаристы сериала превращают наивный, «черно-белый» оригинал в современную, «серую», взрослую картину — да, кое-где и ЛаРуссо был не прав, кое-где Джонни стал просто жертвой обстоятельств. «Карате-пацан» и так был неплохим фильмом, но в связке с «Кобра Кай» он становится куда глубже.

И конечно, никуда без конфликта отцов и детей.

Причем с искренним напором на уровне бразильских мыльных опер! Джонни открывает додзё, чтобы учить самообороне забитого соседского паренька, который становится ему как сын. А ведь у Лоуренса и так есть сын! Но отношения с ним, увы, ужасные — хуже у Джонни только с матерью собственного ребенка. В итоге его сын Робби находит поддержку у Дэнни ЛаРуссо, который начинает учить его карате. При этом у ЛаРуссо есть и собственная дочь — разумеется, она поучаствует в мощных любовных треугольниках. Да и у других школьников собственные арки прописаны довольно подробно. 

Тут скрыты сразу две сильные черты сериала. Несмотря на некоторую наивность (Виктор Зуев удачно назвал «Кобру Кай» индийским фильмом с карате вместо танцев), он не забывает ни про кого — каждого героя прописывает как центрального, даже если на сезон у него минут десять экранного времени наберется. А еще проблемы многих детей в сериале — следствие незрелости и старых психологических травм их родителей. Зрители постарше могут узнать себя в родительских промахах ЛаРуссо и Лоуренса. А зрители помладше наверняка еще не забыли, как косячили, честно следуя не самым продуманным советам родителей — у большинства из нас такие эпизоды есть. В этом плане сериал универсален. Да и вообще, от хорошо написанной «Санта-Барбары» всегда сложно оторваться. 

«Кобра Кай» очень метко бьет по ностальгии.

С фанатами оригинального фильма все понятно — большая часть каста фильма 30-летней давности вернулась к своим ролям: даже старый сенсей самого Джонни в исполнении Мартина Коува со временем занимает важную роль в сюжете. 

Но приятную ностальгию почувствуют даже те, кто к оригиналу холоден. И дело не только в синтах и хэйр-метале на саундтреке. «Кобра Кай» — это не возвращение в ту эпоху, а взгляд на нее из наших дней. Как раз поэтому в центре сериала куда чаще Джонни, а не прогрессивный и успешный ЛаРуссо. Лоуренс угорает по древним выпускам «Плейбоя», тоскует по временам, когда все были крутыми и били первыми, не может разобраться с вай-фаем и пересматривает «Кровавый спорт» с Ван Даммом.

А кое-где старые добрые восьмидесятые сериал метко высмеивает. Иногда совсем незаметно — например, просто чаще выставляя женских персонажей в центр истории, когда в оригинале они были максимум призом для карате-пацанов. Сегодня это уже норма и внимания не привлекает. А иногда и напрямую, но остроумно и без нравоучительства. Пожалуй лучший пример — когда Джонни принимает звонок и говорит, что школа принимает и мальчиков, и девочек, а после небольшой паузы переспрашивает звонящего: «Какие-какие гендеры?».

Чтобы понять сюжет «Кобры Кай» и проникнуться атмосферой, оригинал смотреть не обязательно.

Истоки всех конфликтов сериал подробно объясняет, происхождение всех персонажей разжевывает заранее. Иногда «Кобра Кай» даже прерывается на флешбеки с кадрами из старых фильмов. Нужно это не только для нормального восприятия истории, но и чтобы «новички» понимали, почему некоторых новых героев представляют с таким пафосом и что вообще значит их появление. Создатели сериала (продюсировал его, к слову, Уилл Смит — как и ремейк оригинального фильма в 2010-м) справились — проверено на нескольких друзьях, про «Карате-пацана» не слышавших вообще ничего. Все втянулись и прониклись!

И конечно, в «Кобра Кай» крутые драки — ради них стоило откопать карате!

Есть в них, конечно, элемент уморительной театральности — дерутся тут все и везде! Малейший повод в духе: «Эй, тут очередь вообще-то, вставай за мной» — повод для драки. Дети (да и пенсионеры тоже) ломают друг другу руки и носы с торговых центрах, в школе, на парковках, в парках развлечениях и даже друг у друга в домах. Настоящий город каратистов. Оригинал был идеальным развлекательным фильмом про боевые искусства и «Кобра Кай» ему вполне соответствует. Особенно учитывая, что сериал не особо затянутый и смотрится быстро — в каждом сезоне всего по десять получасовых серий.


На сегодня у «Кобры Кай» три сезона — первые два абсолютно гениальны и смотрятся на одном дыхании. Третий в сравнении с ними позиции чуть сдал, но все же не скатился, удивлять в каждой серии не разучился и закончился добротным клиффхэнгером. К тому же, именно он еще лучше раскрыл Джона Криза — сенсея Джонни Лоуренса и центрального злодея серии. Впереди четвертый сезон и, возможно, спин-оффы, так что сейчас — самое время вкатиться. «Кобра Кай» ощущается, как дневной сериал из далекого детства, прокачанный по всем параметрам, чтобы соответствовать 2021 году.

8 эпичных нокаутов ударом ноги